Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС к учебнику Н.И. Пономаревой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7г. Чехова Московской области Утверждаю директор МБОУ гимназии №7______________ Рубцова Е.Н Приказ №… от 01.09.2017Рабочая программа по биологии5 класс(базовый уровень) Составитель рабочей программы: Арзамасцева Л.Н. учитель биологии высшей категории2017-2018 учебный годПояснительная запискаРабочая программа по биологии для обучающихся 5-ых классов составлена в соответствии с нормативными документами:1.Нормативными документами: Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г; Федеральный государственный образовательный стандарт Федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта; ООП МБОУ гимназии №7;  Программы формирования универсальных учебных действий; Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 уч. год, реализующих программы общего образования в соответствии с ФГОС ООО Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03)2.Примерной программы по биологии. Программы к завершённой предметной линии учебников по биологии для 5 –9 классов, выпускаемых Издательским центром «Вентана – Граф» (авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.), год издания — 2012.3. Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование УМК: Учебник. биология: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.Н. Николаев, О.А. Корнилова- М.: Вентан-Граф, 2017.-128с.Рабочая тетрадь. Биология: 5 класс, рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Корнилова, И.Н. Николаев, Л.В. Симонова; под.ред. И.Н. Пономаревой — М.: Вентан-Граф, 2016.- 80 с.: ил.Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, обеспечивает преемственность подходов в обучении. Приоритетом линии являются развивающая функция обучения и экологическая направленность содержания. Для реализации поставленных целей разработан единый методический аппарат.Уроки биологии 5 класс. Пособие для учителя включенного в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение биологии в 5 классе в объёме 35 годовых часов. Рабочая программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану гимназии, базовому уровню подготовки учащихся; соответствует учебнику, допущенному Министерством образования Российской Федерации: биология: 5 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.Н. Николаев, О.А. Корнилова- М.: Вентан-Граф, 2017.-128с. (серия «Алгоритм успеха»);В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний. Цель данного учебного курса: формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах.Задачи учебного курса:-обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека, формирование ценностного отношения к живой природе;-развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;-овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально—ценностного отношения к объектам живой природы;-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; - овладение умениями сравнивать, наблюдать, узнавать, делать выводы, соблюдать правила, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).В учебной программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личностиЛичностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.Предметные результаты (цели предмета)1-я линия развития (ЛР) – Осознание роли жизни2-я ЛР – Рассмотрение биологических процессов в развитии3-я ЛР – Использование знаний в быту4-я ЛР – Объяснять мир с точки зрения биологии(тексты и задания)5-я ЛР – Оценивать риск взаимоотношений человека и природы6-я ЛР – Оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни(тексты и задания)Предметная методикаМетапредметные результатыРегулятивные. Коммуникативные. ПознавательныеФункциональная грамотность– Технология проблемного диалога (структура параграфов)– Технология оценивания (правило самооценивания)– Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)– Задания по групповой работеЛичностные результатыКомплексные, компетентностные задания в УМК:– Задания по проектам (на предметном материале)– Жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории изучения курса «Биология», формирование универсальных учебных действий (УУД).Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).Познавательные УУД:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);вычитывать все уровни текстовой информации;уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:– осознание роли жизни (1-я линия развития);– рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития);– использование биологических знаний в быту (3-я линия развития);– объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).Коммуникативные УУД:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:1-я линия развития – осознание роли жизни:– определять роль в природе различных групп организмов;– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:– перечислять отличительные свойства живого;– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– определять основные органы растений (части клетки);– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– понимать смысл биологических терминов;– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.Тематический план курса№ Основные разделы Кол-во часов по авторской программе Лабораторные работы Экскурсия Кол-во часов по рабочей программе Лабораторные работы Экскурсия1 Биология – наука о живом. 8 2 — 9 2 2 Многообразие живых организмов. 11 2 — 11 2 3 Жизнь организмов на планете Земля. 7 — - 7 — 4 Человек на планете Земля. 6 — 1 7 — 1 Резервное время 3 — - Итого: 35 4 1 34 4 1по учебным периодам1 триместр 11 2 — 10 2 — 2 триместр 11 2 — 11 2 — 3 триместр 13 1 13 1Итого 35 4 1 34 4 1В раздел " Биология – наука о живом" добавлен 1 час резервного времени на систематизацию и обобщение знаний.В раздел " Человек на планете Земля" добавлен 1 час резервного времени на проведение итогового контроля.Экскурсии проводятся при наличии погодных условий и объектов.Лабораторные работы по биологии№ Название лабораторной работы Дата проведения по плану Дата проведения по факту1 Изучение строения увеличительных приборов 25-30.09.17. 2 Знакомство с клетками растений 02-07.10.17. 3 Знакомство с внешним видом растения 18.-23.12.17. 4 Наблюдение за передвижением животных 25.-30.12.17. Контрольные тесты по биологии№ Название контрольной работы Дата проведения по плану Дата проведения по факту1 Биология – наука о живом мире. 06.-11.11.17. 2 Многообразие живых организмов. 05.-10.02.18. 3 Жизнь организмов на планете Земля. 16.-21.04.18. 4 Итоговый контроль 21.05.-26.05.18. Содержание учебного предметаРаздел I. Биология – наука о живом. Тема 1. Биология — наука о живом мире — 9 часов.Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.ДемонстрацииПриборы и оборудование.Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растенийСхемы и видеоматериалы о делении клеткиМикропрепараты различных растительных тканейЛабораторные работыИзучение строения увеличительных приборов.Знакомство с клетками растений.ЭкскурсияОсенние явления в жизни растений и животных.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.Предметные результаты обученияУчащиеся должны знать:— о многообразии живой природы;— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;— правила работы с микроскопом;— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.— строение клетки;— химический состав клетки;— основные процессы жизнедеятельности клетки;— характерные признаки различных растительных тканей.Учащиеся должны уметь:— определять понятия «биология», «царства живой природы»— отличать живые организмы от неживых;— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;— работать с лупой и микроскопом;— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;— распознавать различные виды тканей.Метапредметные результаты обученияУчащиеся должны уметь:— анализировать объекты под микроскопом;— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;— работать с текстом и иллюстрациями учебника.— составлять план текста;— владеть таким видом изложения текста, как повествование;— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;— получать биологическую информацию из различных источников;— определять отношения объекта с другими объектами;— определять существенные признаки объекта.Раздел II. Многообразие живых организмов.- 11 часов.Тема 2. Многообразие живых организмов (11 часов)Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника — наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.ДемонстрацииГербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).Лабораторные работыЗнакомство с внешним строением растения.Наблюдение за передвижением животных.Предметные результаты обученияУчащиеся должны знать:— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;— разнообразие и распространение бактерий и грибов;— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.—строение, разнообразие и распространение лишайников.— признаки царств растения и животные.— значение растений и животных в природе и жизни человека.Учащиеся должны уметь:— давать общую характеристику бактериям, грибам, растениям, животным, вирусам;— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;— отличать съедобные грибы от ядовитых;— объяснять роль бактерий, грибов, растений, животных в природе и жизни человека.— определять наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения, грибы и опасных животных;—следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;Метапредметные результаты обученияУчащиеся должны уметь:— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.— получать биологическую информацию из различных источников;— определять отношения объекта с другими объектами;— определять существенные признаки объекта.Раздел III. Жизнь организмов на планете Земля — 7 часовТема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существованияПредметные результаты обученияУчащиеся должны знать:—основные свойства и условия жизни водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной сред обитания;—факторы среды обитания: биотические, абиотические, антропогенные;—влияние экологических факторов на живые организмы;—примеры приспособлений организмов к условиям среды;Учащиеся должны уметь:—определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания»;—анализировать связи организмов со средой обитания;—характеризовать влияние деятельности человека на природу;—анализировать и сравнивать экологические факторы.— приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания (по фотографиям, гербариям т.п.).Метапредметные результаты обученияУчащиеся должны уметь:— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной лит.— получать биологическую информацию из различных источников;— определять отношения объекта с другими объектами;—определять существенные признаки объекта— создавать модели для понимания закономерностей;—устанавливать причинно-следственные связи;—владеть смысловым чтением;Раздел IV — Человек на планете Земля — 7 часовТема 4. Человек на планете Земля (7 часов ).Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник — неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.ДемонстрацииГербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.Предметные результаты обученияУчащиеся должны знать:основные признаки отличия между древним и современным человеком.Историю влияния человека на природу.Редкие растения и животных своей местности.Причины сокращения численности растений и животных.Учащиеся должны уметь:Выявлять действие антропогенных факторов в природе.Объяснять причины сокращения численности животных и растений на земле. Применять знания о правилах охраны природы в своих поступках.Метапредметные результаты обученияУчащиеся должны уметь:— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.— получать биологическую информацию из различных источников;Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 классДеятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; ) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение), взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;• различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; заимосвязей между особенностями строения клеток, тканей.• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.2. В ценностно-ориентационной сфере:• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.3. В сфере трудовой деятельности:• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).4. В сфере физической деятельности:• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях;рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.5. В эстетической сфере:• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.В результате изучения вводного курса биологии ученик должен: знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; знать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения. узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел живой природы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты); следовать правилам безопасности при проведении практических работ. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.Важными формами деятельности учащихся являются: практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды; развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.В преподавании вводного курса биология используются следующие формы работы с учащимися: работа в малых группах (2-5 человек); проектная работа; подготовка сообщений/ рефератов; исследовательская деятельность; информационно-поисковая деятельность; выполнение практических и лабораторных работ.Результаты обученияПриоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.Формы контроля знанийПромежуточные и итоговые тестовые контрольные работы, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания.Критерии оценки учебной деятельности по биологии.Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.Устный ответ.Оценка «5» ставится, если ученик:Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.Оценка «4» ставится, если ученик:Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;Ответ самостоятельный;Наличие неточностей в изложении материала;Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.Оценка «3» ставится, если ученик:Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.Оценка «2» ставится, если ученик:Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;Не делает выводов и обобщений.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.Оценка «1» ставится, если ученик:Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;Полностью не усвоил материал.Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.Оценка «5» ставится, если ученик:выполнил работу без ошибок и недочетов;допустил не более одного недочета.Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:не более одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух недочетов.Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:не более двух грубых ошибок;или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух-трех негрубых ошибок;или одной негрубой ошибки и трех недочетов;или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.Оценка «2» ставится, если ученик:допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;или если правильно выполнил менее половины работы.Оценка «1» ставится, если ученик:не приступал к выполнению работы;или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.Примечание.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.Время выполнения работы: 10-15 мин.Оценка «5» — 10 правильных ответов, «4» — 7-9, «3» — 5-6, «2» — менее 5 правильных ответов.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.Время выполнения работы: 30-40 мин.Оценка «5» — 18-20 правильных ответов, «4» — 14-17, «3» — 10-13, «2» — менее 10 правильных ответов.Календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС ООО 34 часа, 1 час в неделю. № Дата Тема урока Характеристика основных видов деятельности учащихся Планируемые результаты план факт Освоение предметных знаний УУДРаздел 1. Тема 1. Биология — наука о живом мире (9 ч) 1 1.1 04.-09.09 Вводный инструктаж. Первичный инструктаж.Наука о живой природе.§1-пересказ,, с.7 вопросы устно, р/т с.5 №4-6 письменно Рассматривать и пояснять иллюстра¬ции учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и до-машних животных.Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.Обсуждать проблему: может ли чело-век прожить без других живых орга-низмов? Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни перво-бытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология. Регулятивные УУД:— Самостоятельно обнаружи¬вать и формулировать учебную про¬блему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта.—Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный ре-зультат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.2 1.2 11-16.09 Свойства живо¬го.§2-пересказ, с.12-вопросы устно, р/т с. №4-6 письменно Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии разви-тия растительных и животных орга-низмов по рисунку учебника. Рассмат-ривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулиро-вать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен ве-ществ, питание, дыхание, рост, раз-витие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функ¬ции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого. — Составлять (индивидуально или в группе) план решения пробле¬мы (выполнения проекта).— Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно.— В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки.3 1.3 18-23.09 Методы изуче¬ния природы.§3-пересказ,, с.15- вопросы устно, р/т с.5 №4-6 письменно (5-6- у кого есть животные) Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы.Обсуждать способы оформления ре¬зультатов исследования. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, экс-перимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных усло-виях. Познавательные УУД:— Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.— Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоя¬тельно выбирая основания и крите-4 1.4 25-30.09 Увеличительныеприборы.§4-пересказ, с.18-вопросы устно, р/т с. №6 письменно, Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов». Объяснять назначение уве-личительных приборов. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микро- Необходимость использования увели-чительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличи-тельные приборы: лупы ручная, шта-тивная, микроскоп. Первое применение рии для указанных логических опе-раций; строить классификацию на основе— дихотомического деления (на основе отрицания). С.18-методика работы с микроскопом — наизусть скопа. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом.Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудо-ванием. Различать ручную и штатив-ную лупы, знать получаемое с их по-мощью увеличение. Находить части микроскопа и называть их. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. микроскопа Р. Гуком. Усовершенст-вование микроскопа А. Ван Левенгу-ком. Части микроскопа: окуляр, объек-тив, тубус, предметный столик, зер-кальце.Микропрепарат. Правила работы с микроскопом — Строить логическое рассуж¬дение, включающее установление причинно-следственных связей.— Создавать схематические мо¬дели с выделением существенных характеристик объекта.— Составлять тезисы, различ¬ные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информа¬цию из одного вида в другой (табли¬цу в текст и пр.).— Вычитывать все уровни тек¬стовой информации.— Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность.Коммуникативные УУД:— Самостоятельно организовы¬вать учебное взаимодействие в груп¬пе (определять общие цели, распре-делять роли, договариваться друг с другом и т.д.).5 1.5. 02-07.10 Строение клет¬ки.§5-пересказ, термины — учить,с.24-вопросы устно, р/т с.15-16, №4-6 письменно, Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений». Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки.Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характе-ризовать их строение, объяснять их функции.Зарисовывать клетки в тетради. Со-блюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудо-ванием. Сравнивать животную и расти-тельную клетки, находить их различие. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и боль-шим увеличением микроскопа. Разли-чать отдельные клетки, входящие в со-став ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы Ткани. Клеточное строение живых ор-ганизмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мем-брана. Клеточная стенка у раститель-ных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани.Ткани животных и растений. Их функ-ции. 6 1.6. 16-21.10 Химический со¬став клетки.§6 -пересказ, с.27-вопросы устно, р/т с. 19, №4-6 письменно, Различать неорганические и органи-ческие вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для орга-низма.Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. Химические вещества клетки: неор-ганические и органические. Неоргани-ческие вещества, их роль в клетке. Ми-неральные соли, их значение для орга-низма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. 7 1.7 23-28.10 Процессы жиз-недеятельности клетки.§7 -пересказ до естествоиспытателей, с.32-вопросы устно, р/т с.20 №4-6 письменно, Оценивать значение питания, дыхания, размножения.Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биоло-гическое значение.Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размноже-ния (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа ча-стей клетки, обусловливающая её жиз-недеятельность. — 8 1.8 30.10-04.11. Великие есте-ствоиспытатели.§7-пересказ — до конца, р/т с.21, №7 письменно,с.33-34-подготовиться к обобщению знаний на уроке Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными но-сителями информации в парах и малых группах. Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных- естествоиспытателях.Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие био-логии. 9 1.9 06.-11.11 Обобщение и систематизация знаний по мате-риалам Раздела Iр/т с.22-24-письменно Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Обсуждать проблемные вопросы Раздела I, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строе¬ния клетки.Отвечать на итоговые вопросы. Оцени-вать свои достижения и достижения других учащихся. Знакомиться с име-нами и портретами учёных, самостоя-тельно работая с текстом учебника Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человече-ства. Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч)10 2.1. 13-18.11 Царства живой природы. Объяснять сущность термина «класси-фикация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны Актуализация понятий «классифика-ция», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бакте- Регулятивные УУД:— Самостоятельно обнаружи¬вать и формулировать учебную про- §8 -пересказ до естествоиспытателей, с.38-вопросы устно, р/т с.26 №4-6 письменно, с.38. — сообщение о Д.И. Ивановском. классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности виру-сов. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. рий, грибов, растений и животных. Ви-русы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилак-тики вирусных заболеваний. блему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта.— Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный ре-зультат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.— Составлять (индивидуально или в группе) план решения пробле¬мы (выполнения проекта).— Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно.— В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки.Познавательные УУД:— Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.— Осуществлять сравнение, се- риацию и классификацию, самостоя-тельно выбирая основания и крите-рии для указанных логических опе-раций; строить классификацию на основе—дихотомического деления (на основе отрицания).— Строить логическое рассуж¬дение, включающее установление причинно-следственных связей.— Создавать схематические мо¬дели с выделением существенных характеристик объекта.— Составлять тезисы, различ¬ные виды планов (простых, сложных11 2.2. 27.11.-02.12. Бактерии: строе-ние и жизнедея-тельность.§9 -пересказ до естествоиспытателей, с.42-вопросы устно, р/т с.28 №4-6 письменно, Называть главные особенности строе-ния бактерий. Характеризовать разно-образие форм тела бактерий по рисун-ку учебника.Объяснять сущность терминов: «авто- трофы»,«гетеротрофы», «прокариоты», «эука-риоты».Характеризовать процессы жизнедея-тельности бактерий как прокариот. Различать свойства прокариот и эука-риот.Сравнивать и оценивать роль бактерий- автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Актуализация знаний о царстве бакте-рий. Бактерии — примитивные одно-клеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсе-местно, размножаются делением клет-ки надвое. Строение бактерии: цито-плазма, клеточная мембрана и клеточ-ная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. 12 2.3. 04.-09.12 Значение бакте-рий в природе и для человека.§10 -пересказ до естествоиспытателей, с.45-вопросы устно, р/т с.30 №4-6 письменно, Характеризовать важную роль бакте-рий в природе. Аргументировать нали-чие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.Приводить примеры полезной деятель-ности бактерий.Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяй-стве.Обсуждать значение бактерий для че-ловека. Сопоставлять свойства расти-тельной и бактериальной клеток, де-лать выводы. Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, по-вышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Циа-нобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие раз-ными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — бро-жение. Полезные бактерии: их исполь-зование при создании пищевых про-дуктов, изготовлении лекарств. Болез-нетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболева- ния человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями. и т.п.). Преобразовывать информа-цию из одного вида в другой (табли-цу в текст и пр.).— Вычитывать все уровни тек¬стовой информации.— Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность.Коммуникативные УУД:— Самостоятельно организовы¬вать учебное взаимодействие в груп¬пе (определять общие цели, распре-делять роли, договариваться друг с другом и т.д.).13 2.4. 11.-16.12 Растения.§11 -пересказ до естествоиспытателей, с.51-вопросы устно, р/т с.32 №4-6 письменно, Характеризовать главные признаки растений.Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора».Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдви-гать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благо-даря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение кле-ток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосемен-ные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. 14 2.5. 18.-23.12 Растенияр/т с.33 №7-8 письменно, повторить §11. Рассматривать побег цветкового расте-ния, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовы-вать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны.Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Лабораторная работа № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения». Характеризовать особенности строения хвоинки, опре-делять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шиш-ки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных рас-тений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о много-образии побегов у растений. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосемен-ные и голосеменные растения. Их ос-новное различие. Размножение цветко-вых и голосеменных растений семена-ми, остальных групп растений — спо-рами. Роль цветковых растений в жиз-ни человека. 15 2.6. 25.-30.12 Животные. Характеризовать простейших по ри- Фауна — совокупность всех видов жи- §12 -пересказ до естествоиспытателей, с.56-вопросы устно, р/т с.35 №4-5- письменно, сункам учебника, описывать их разли-чие, называть части их тела. Называть основные части клетки. Называть мно-гоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Приводить при-меры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни че-ловека и в природе.Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедея-тельность животных. Распознавать од-ноклеточных и многоклеточных жи-вотных. Сравнивать строение тела амё-бы с клеткой эукариот, делать выводы. Различать беспозвоночных и позво-ночных животных вотных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к пере-движению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль жи-вотных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Формулировать вывод о значении движения для животных. 16 2.7. 08.-13.01 Повторный иструктаж.Грибы.§13 -пересказ до естествоиспытателей, с.60-вопросы устно, р/т с.38 №4-6 письменно. Описывать внешнее строение тела гри-ба, называть его части. Определять ме-сто представителей царства Грибы сре-ди эукариот. Называть знакомые виды грибов.Характеризовать питание грибов. Да-вать определения терминам: «сапро- троф», «паразит», «хищник», «сим-бионт», грибокорень, пояснять их при-мерами Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Общая характеристика грибов. Много-клеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Пита-ние грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза). 17 2.8. 15-20.01 Многообразие и значение грибов.§14 -пересказ до естествоиспытателей, с.65-вопросы устно, сообщение о грибах с. 65, р/т с.41 №3-5 письменно, Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные гри-бы на пластинчатые и трубчатые.Знать значение терминов «антибио-тик», «пенициллин».Объяснять значение грибов для чело-века и для природы. Работать в паре — опи¬сывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.Различать съедобные и ядовитые гри- Шляпочные грибы: грибница и плодо-вое тело (шляпка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здраво-охранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пиво-варении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю куль-турных растений. Роль грибов в приро- бы. Обсуждать правила сбора и ис-пользования грибов. де: участие в круговороте веществ, об-разование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. 18 2.9. 22-27.01 Лишайники.§15 -пересказ до естествоиспытателей, с.69-вопросы устно, р/т с.43 №4-6 письменно, Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.Характеризовать значение лишайни¬ков в природе и жизни человека Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многооб-разие, значение, местообитание. Внеш-нее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха. 19 2.10 29.01.-03.02 Значение живых организмов в природе и жизни человека.§16 -пересказ до естествоиспытателей, с.72-вопросы устно, р/т с.45 №4-6 письменно, подготовить материал к обобщению на с. 73-74. Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы.Доказывать на примерах ценность био-логического разнообразия для сохра-нения равновесия в природе. Объяс-нять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Различать типы лишайников на рисунке учебни¬ка. Анализировать изображение внут-реннего строения лишайника. Выяв-лять преимущества симбиотического организма для выживания в неблаго-приятных условиях среды. Животные и растения, вредные для че-ловека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; расте-ния, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяй-ства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологиче-ского разнообразия в природе и жизни человека. 20 2.11 05.02.-10.02. Обобщение и систематизация знаний по Разделу II.р/т с.46-49-письменно Выполнять итоговые задания по мате-риалам темы. Оценивать свои дости-жения по усвоению учебного материа-ла. Обсуждать проблемные вопросы Раздела II., работая в парах и малых груп¬пах. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использо-вание работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч)21 3.1. 12.-17.02. Многообразие условий обита¬ния на планете. Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.Называть и характеризовать организ-мы-паразиты, изображённые на рисун-ке учебника. Приводить примеры оби-тателей организменной среды — пара- Среда жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно--воздушной и организменной сред. Примеры организмов —обитателей этих сред жизни. Регулятивные УУД:— Самостоятельно обнаружи¬вать и формулировать учебную про¬блему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта.— Выдвигать версии решения §17 -пересказ до естествоиспытателей, с.77-вопросы устно, р/т с.50 №4-6 письменно. зитов и симбионтов, объяснять их воз-действие на организм хозяина. Выяв-лять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. проблемы, осознавать конечный ре-зультат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.— Составлять (индивидуально или в группе) план решения пробле¬мы (выполнения проекта).— Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно.— В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки.Познавательные УУД:— Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.— Осуществлять сравнение, се- риацию и классификацию, самостоя-тельно выбирая основания и крите-рии для указанных логических опе-раций; строить классификацию на основе—дихотомического деления (на основе отрицания).— Строить логическое рассуж¬дение, включающее установление причинно-следственных связей.— Создавать схематические мо¬дели с выделением существенных характеристик объекта.— Составлять тезисы, различ¬ные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информа¬цию из одного вида в другой (табли-22 3.2. 26.02.-03.03. Экологические факторы среды.§18 -пересказ до естествоиспытателей, с.81-вопросы устно, р/т с.52 №4-6 письменно. Давать определения понятий: «эколо-гический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать роль человека в при-роде как антропогенного фактора Вы-являть взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями стро-ения и жизнедеятельности организмов. Условия, влияющие на жизнь организ-мов в природе — экологические фак-торы среды. Факторы неживой приро-ды, факторы живой природы и антро-погенные. Примеры экологических факторов. 23 3.3. 05.03.-10.03. Приспособления организмов к жизни в приро¬де.§19 -пересказ до естествоиспытателей, с.84-вопросы устно, р/т с.54 №4-6 письменно. Называть примеры сезонных измене-ний у организмов.Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота ве-ществ.Различать и характеризовать разные природные сообщества Влияние среды на организмы. Приспо-собленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособ-ленности растений и животных к суро-вым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. 24 3.4. 12.03.-17.03. Природные со¬общества.§20 -пересказ до естествоиспытателей, с.87-вопросы устно, р/т с.56 №4-6 письменно. Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Объяснять роль различных ор-ганизмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «произ-водите¬ли», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном со-обществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. Потоки веществ между живой и нежи-вой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток ве-ществ через живые организмы — пи-щевая цепь. Растения — производите¬ли органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Поня-тие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокуп-ность организмов, связанных пищевы-ми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ. 25 3.5. 19.03.-24.03. Природные зоны России.§21 -пересказ до естествоиспытателей, с.93-вопросы устно, р/т с.59 №4-6 письменно. Объяснять сущность понятия «природ-ная зона».Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных ле-сах, степи.Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы Распознавать и характеризо¬вать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных раз¬ных природных зон. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропи-ческий лес, тайга, тундра, широколист-венный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исче-зающие виды природных зон, требую-щие охраны. цу в текст и пр.).— Вычитывать все уровни тек¬стовой информации.— Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность.Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распреде-лять роли, договариваться друг с другом и т.д.).26 3.6. 26.03.-31.03. Жизнь организ¬мов на разных материках.§22 -пересказ до естествоиспытателей, с.98-вопросы устно, сообщение о редких животных, р/т с.62 №4-6 письменно. Объяснять сущность понятия «местный вид».Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособлен-ность к среде обитания.Называть примеры флоры и фауны ма-териков по рисункам учебника. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Характеризо-вать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике.Описывать свои впечатления от встре-чи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботани-ческих садах, музеях Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Мно-гообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов ор-ганизмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Ав-стралии,Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. 27 3.7. 02.04.-07.04. Жизнь организ¬мов в морях и океанах.§23 -пересказ до естествоиспытателей, с.103-вопросы устно, р/т с. 65, №4-6 письменно, с.104-105- вопросы обобщения. Работать в паре — описывать разнооб-разие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организ-мов планктона на рисунках учебника, оценивать Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глу-бинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособлен-ность организмов к условиям обитания. роль планктона для других живых ор-ганизмов.Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде свое-го обитания. Выделять существенные признаки приспособленности организ-мов к среде обитания. Обобщение и систематизация знаний по Разделу III.р/т с.66-69-письменно Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота ве-ществ в природе. Оценивать свои до-стижения по усвоению учебного мате-риала темы. Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с за-данными в учебнике объектами живого мира. Оценка Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч)28 4.1. 16.-21.04. Как появился человек на Зем¬ле.§24 -пересказ до естествоиспытателей, с.110-вопросы устно, р/т с.71 №4-6 письменно. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандер¬тальцев.Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по ри-сунку учебника.Характеризовать существенные при-знаки современного человека. Объяс-нять роль речи и общения в формиро-вании современного человека. Приво-дить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным чело-веком. Устанавливать связь между раз-витием головного мозга и поведением древних людей.Формулировать вывод о том, что со-временный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кро-маньонец. Родственник человека со-временного типа — неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности со-временного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью речи, творческая и мысли тельная дея-тельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни. Регулятивные УУД:— Самостоятельно обнаружи¬вать и формулировать учебную про¬блему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта.— Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный ре-зультат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.— Составлять (индивидуально или в группе) план решения пробле¬мы (выполнения проекта).— Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно.— В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки.29 4.2. 23.04.-28.04. Как человек из¬менял природу§25 -пересказ до естествоиспытателей, с.112-вопросы устно, р/т с.72 №4-6 письменно. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение пло-щади лесов, численности диких живот-ных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок Аргу-ментировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость зна-ния законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Рабо-тать в паре — анализировать пути рас-селения человека по карте материков Земли. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дико-растущих растений как причины осво-ения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Зна-чение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов разви-тия живой природы — необходимое условие еёсохранения от негативных последствий деятельности человека. Познавательные УУД:— Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.— Осуществлять сравнение, се- риацию и классификацию, самостоя-тельно выбирая основания и крите-рии для указанных логических опе-раций; строить классификацию на основе— дихотомического деления (на основе отрицания).— Строить логическое рассуж¬дение, включающее установление причинно-следственных связей.— Создавать схематические мо¬дели с выделением существенных характеристик объекта.— Составлять тезисы, различ¬ные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информа¬цию из одного вида в другой (табли¬цу в текст и пр.).— Вычитывать все уровни тек¬стовой информации.— Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность.Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распреде-лять роли, договариваться друг с другом и т.д.).30 4.3. 30.04.-05.05. Важность охра¬ны живого мира планеты.§26 -пересказ до естествоиспытателей, с.116-вопросы устно, р/т с.74 №4-6 письменно. Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние ред-ких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.Называть примеры животных, нужда-ющихсяв охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на гра-ни исчезновения. Проявление совре-менным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению чис¬ленности редких видов и природных сообществ. 31 4.4. 07.05.-12.05. Сохраним богат¬ство живого ми¬ра.§27 -пересказ до естествоиспытателей, с.119-вопросы устно, рассказ о кораллах, р/т с.76 №4-6 письменно.Подготовить материал на с.120-122 к обобщению. Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей дея-тельности в природе и общении с жи-выми организмами.Приводить примеры заботливого от-ношенияк растениям и животным.Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимую-щих птиц, постройка кормушек, охрана Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы.Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения числен-ности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. раннецветущих растений и пр.). 32 4.5. 14.05.-19.05. Обобщение и систематизация знаний по Разделу IV.р/т с.77-79-письменно. Отвечать на итоговые вопросы по Разделу IV.Обсуждать проблемные вопросы Раздела IV.в парах и малых группах. Систематизировать и обобщать знания по те¬мам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Проверка знаний учащихся путём бе-седы по предложенным вопросам. Об-суждение проблем, заданных в учебни-ке, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах.Оценка достижений учащихся по усво-ению материалов Раздела IV. 33 4.6. 21.05.-26.05. Итоговый кон-троль. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблю-дать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализиро-вать его содержание. Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформиро- ванности основных видов учебной дея-тельности. 34 4.7. 29.05.-31.05. Обсуждение за-даний на лето. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы.Экскурсия«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». Перечень учебно-методического обеспеченияБиблиотечный фонд (полный каталог см. в паспорте кабинета биологии)Учебники Федерального перечня, выпускаемых Издательским центром «Вентана-Граф» (авто¬ры: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.).1. Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.); Дополнительная литературадля учителя:1) Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. — М.: Дрофа, 2004. — 112с.;2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;3).Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи¬вотные.: Вопросы. Задания. Задачи. «Дрофа», 2002.- 128с.: 6 ил. — (Дидактические материалы); для учащихся:1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. — М.: Молодая гвардия, 1972. — 304с. 6 ил.;2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР). Кн.1. — М.: Агропромиздат, 1989. — 383с.: ил.;3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. — М.: Агропромиздат, 1991. — 336с.;4) Атрохин В. Г., Солодухин Е. Д. А 88 Лесная хрестоматия.— М.: Лесн, пром-сть, 1988.— 399 с., ил.5) Белоусова Л. С., Денисова Л. В.643 Редкие растения мира.— М.: 344 с., ил., 32 л. Ил. Лесн. пром-сть, 19836) Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. 3. Брема и Б63 И. Мейнке; Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 400с.7) Мамонтов С. Г. и др. М22 Основы биологии: Курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Т. А. Козлова.— М.: Просвещение, 1992.— 416 с. ил.—15ВЫ 5-09-003367-6.8) Прокофьев С. М. П 78 Природа Хакасии: Пособие. — - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1993.— 205 с., с плл., 5000 экз.9) Реймерс Н. Ф.Р35 Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 319с.: ил.10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. — М.: Дрофа, 2002. — 320с.: ил.;11) Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5—6 кл./Сост. Д. И. Трайтак. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 223 с., ил.12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. — М.: Просвещение, 1991. — 240с.: ил.Электронные обучающие средства:Биология 6-9 класс (электронное учебное издание, конструктор презентаций), «Кирилл и Ме- фодий», 2003;Биотопия (Энциклопедия), Медиахаус, 2004;Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб¬ликанский мультимедиа центр, 2004;Экология (учебное электронное издание), московский Государственный институт электроники и математики, 2004;Открытая биология, версия 2,0 Физикон, 2005;Красная книга Республики Хакасия (растения и грибы), 2007;Интернет-ресурсы:http://school-collection.edu.ru/http://www.fcior.edu.ru/Согласовано на заседании ШМО протокол №¬1 от «________________» 2017 год руководитель ШМО __________ Гришакина О.П. Согласовано Зам.директора по УР_______________________ Арзамасцева Л.Н. «___» ________ 2017 год
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!