Рбочая программа по биологии 6 класс ФГОС по В.В. Пасечнику

 

Рабочая программа

по биологии

6 класс

(базовый уровень)

                                                 

Составитель рабочей программы:      Арзамасцева Л.Н.

учитель биологии

 высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена основе Федерального закона от 29.12.2012 года 3273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010года,  №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Примерной государственной программы по  биологии для основного общего образования, авторской программы по биологии, предметная линия учебников «Линия жизни» авторов В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С.Калинова и др. издательство «Просвещение»,2011

 

Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование УМК: 

        Биология, 5 – 6 классы. Учебник с приложением на электронном носителе (DVD); Биология 6 класс.

Рабочая тетрадь по биологии 6 класс

       Уроки биологии 5 – 6 классы. Пособие для учителя включенного в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;

Рабочая программа рассчитана на 34часа (1 час в неделю); соответствует базовому уровню подготовки учащихся;  соответствует учебнику, допущенному Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. «Биология. 5-6 класс» (серия «Линия жизни»);

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа для 6 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании фитоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Пасечник В.В., Суматохина С.В.  Биология: Рабочая тетрадь. 6кл. – 7-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2015. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются в качестве домашнего задания. Учебное содержание курса биологии в 6 классе включает 34 часа, 1 час в неделю, 4 лабораторных опыта и 2 лабораторные работы. Требования к результатам освоения учебного курса учащимися. Биология как учебный предмет раскрывает  исследовательскую  значимость комплекса наук о живых организмах,  как в повседневной жизни каждого человека, так и в планетарном масштабе всей цивилизации.

Содержание курса направлено на формирование универ­сальных учебных действий, обеспечивающих развитие позна­вательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как уме­ние видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, на­блюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения поняти­ям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преоблада­ют такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

 

Основными целями изучения биологии в 6 классе являются:

  ●  Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов;

  ● Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием природы родного края, самостоятельного приобретения новых знаний;

 ● Воспитание любви к своему краю,  и формирование основ экологической культуры.

Достижение целей выполняются следующими задачами:

● Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

● Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

●  Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  ● Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

● Сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и биотехнологии, основанных на использовании биологических систем;

●   Применение  знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, выращивание растений и животных; оказание простейших видов первой медицинской помощи.

 Данная программа конкретизирует содержание стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень   лабораторных  работ.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 урок в неделю); соответствует базовому уровню подготовки учащихся; соответствует учебнику, допущенному Министерством образования Российской Федерации авторов Пасечника В.В., Суматохина С.В., Калинова Г.С., Гапонюк З.Г. «Биология. 5-6 класс»; М.: Просвещение, 2015.-160 с.: ил.- («Линия жизни»);

Концепция курса биологии «Линия жизни» построена на основе идеи деятельного подхода к образованию и направленности содержания на формирование универсальных учебных умений, соответствия содержания возрастным закономерностям развития школьников, преемственности начального  и основного общего биологического образования.

 

Особенности организации учебного процесса

Образовательные технологии

Формы организации учебной деятельности

Методы и приёмы обучения

Технология развивающего обучения

Технология проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология

Поисковая беседа

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы

Музейные уроки

Лабораторные практикумы

Практические занятия

Дискуссионные занятия

Экскурсии

Проекты

 

1)методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

·                     объяснительно-иллюстративный метод

·                     эвристический

·                     исследовательский (проектный)

2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

·                    Познавательные игры

3)методы контроля

·                    Устный опрос

·                    Письменный опрос

(проверочные работы, тесты, графические диктанты, контрольные работы)

·                    Практические работы

·                    Взаимный контроль при групповой  работе

·                    Самоконтроль при выполнении домашнего задания

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

Изучение биологии в 6 классе обуславливает достижение следующих личностных результатов:

1) формирование ответственного отношения к обучению;

2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

3) развитие навыков обучения;

4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

6) осознание значения семьи в жизни человека;

7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты освоения биологии в 6 классе должны отражать:

1)организовывать свою учебную деятельность;

2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

3)составлять план работы;

4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

5)осуществлять поиск дополнительной информации;

6)работать с текстом параграфа и его компонентами;

7)составлять план ответа;

8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;

10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы по биологии являются:

1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

 2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

 6)исследовать строение отдельных органов организмов;

7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

 

Тематический план



Содержание программного материала

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Жизнедеятельность организмов

15

15

2

Размножение, рост и развитие организмов

5

5

3

Регуляция жизнедеятельности организмов

7

7

и т о г о:                                    

27

27

Летние задания

4

4

резерв

3

3

Всего:

34

34

 

Содержание курса биологии в 6 классе

Жизнедеятельность организмов (15час.) Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных. Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами. Выделение – процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Лабораторные опыты. 1.Поглощение воды корнем. 2.Выделение углекислого газа при дыхании. 3.Передвижение веществ по побегу растения.

Размножение, рост и развитие организмов (5 часов). Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние вредных привычек на развитие человека. Лабораторные работы, опыты. 1.Вегетативное размножение комнатных растений. 2.Определение возраста деревьев по спилу.

Регуляция жизнедеятельности организмов (7 часов). Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность. Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Организм – единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.

Лабораторные работы. 1.Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов

Летние задания  (4 часа)

Проведение опытов, связанных с жизнедеятельностью растений (влияние условий произрастания, внесения удобрений и др.) и животных (развитие личинок комаров, лягушек, птенцов и др.). представление отчётов с фотографиями флоры и фауны своего региона или региона, где проведен летний отдых. В отчёте представляется географическое положение описываемого региона, особенности его климата, экологическая обстановка. Лучшие отчёты заслушиваются на конференции, возможно оформление фотовыставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тематическое планирование – это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

 

 № урока

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Глава №3 " Жизнедеятельность организмов " — 15 часов

1.

Обмен веществ — главный признак жизни

Процессы жизнедеятельности организмов. Обмен веществ. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами.

Выделять существенные признаки процесса обмена веществ. Обосновывать значение энергии для живых организмов. Доказывать родство живых организмов и единство органического мира.

2.

Почвенное питание растений.

Питание. Способы питания организмов. Автотрофные  и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений. Корень, его строение и функции. Поглощение воды и минеральных веществ. Лабораторный опыт «Поглощение воды корнем».

Выделить существенные признаки  почвенного питания растений. Объяснить роль питания в процессах обмена веществ. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты.

3.

Удобрения.

Управление почвенным питанием растений. Удобрения минеральные и органические. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды.

Объяснить необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивать вред наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил бережного отношения к живой природе.

4.

Фотосинтез.

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия влияющие на интенсивность фотосинтеза.

Выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протекания фотосинтеза.

5..

Значение фотосинтеза.

Значение фотосинтеза. Роль растений  в образовании и накоплении органических веществ  и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.

Объяснить значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости охраны воздуха от загрязнений. Подбирать и систематизировать информацию, строить поисковый запрос по изучаемой теме. Представлять информацию в виде сообщений и презентаций.

6.

Питание бактерий и грибов.

Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы паразиты и сапротрофы. Симбиоз у бактерий и грибов.

Определять особенности питания бактерий и грибов. Объяснять роль бактерий и грибов в природе.

7.

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.

Гетеротрофное питание. Питание животных. Пищеварение. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Способы добывания пищи животными. Растительноядные животные.

Определять особенности питания и способы добывания пищи  растительноядными животными.

8.

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и добывания пищи. Хищные растения.

Определять особенности питания и способы добывания пищи  плотоядными и всеядными животными, хищными растениями. Различать животных по способу добывания пищи.

9.

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание растений

Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Значение кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных.

Выделить существенные признаки дыхания. Объяснить роль дыхания в обмене веществ. Объяснить значение кислорода в процессе дыхания. Определить роль дыхания в жизни организмов.

10.

Дыхание животных.

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании растений при  их выращивании и хранении урожая. Лабораторный опыт «Выделение углекислого газа при дыхании»

Выделять существенные признаки дыхания растений. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объяснять значение кислорода в процессе дыхания. Определять сходство и различия в процессах дыхания у растений и животных. Применять значения о дыхании при выращивании растений и хранения урожая. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов.

11.

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Передвижение веществ у растений. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Лабораторный опыт «Передвижение веществ по побегу растения». Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита  растений от повреждений.

Объяснить роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объяснить значение проводящей функции стебля. Объяснить особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ растениях. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснить их результаты. Приводить доказательства (аргументацию) необходимости защиты растений от повреждений.

12.

Передвижение веществ у животных.

Передвижение веществ у животных. Кровь, её состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.

Объяснять особенности передвижения веществ в организме животных.

Определять значение передвижения веществ в жизни организмов.

 

13.

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение  у растений.

Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.

Определять существенные признаки выделения. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни организмов.

14.

Выделение у животных.

Удаление продуктов обмена веществ из организма животных через жабры, кожу, лёгкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Определять существенные признаки выделения у животных. Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Определять значение выделения в жизни животных.

15.

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить знания об обмене веществ, подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов разных царств, о единстве органического мира

 

Глава 4. Размножение, рост и развитие организмов  — 5 час

16.

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Лабораторная работа «Вегетативное размножение комнатных растений».

Определять значение размножения в жизни организмов. Объяснять роль размножения. Определять особенности бесполого размножения. Ставить биологические эксперименты по изучению  вегетативного размножения организмов и объяснять их результаты.

17.

Половое размножение.

Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок – орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Характеризовать особенности полового размножения. Объяснять значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

18.

Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

Рост и развитие – свойства живых организмов. Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Лабораторный опыт «Определение возраста дерева (ствола или ветки) по спилу. Индивидуальное развитие. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений.

Характеризовать особенности процессов роста и развития у растений и животных. Определять возраст деревьев по годичным кольцам. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов.

19.

Влияние вредных привычек  на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Влияние табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Объяснять, в чём состоит опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществ на индивидуальное развитие и здоровье человека.

20.

Обобщающий урок

 

 

Глава 5. Регуляция жизнедеятельности организмов — 7 часов

21.

Способность организмов воспринимать воздействия внешней страны и реагировать на них

Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов.

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Объяснить  согласованность всех процессов жизнедеятельности в любом живом организме. Описывать реакции  растений и животных на изменения в окружающей среде.

22.

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организма.

Биологически активные вещества – гормоны. Гормональная регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринная система, её роль в гуморальной регуляции организмов.

Характеризовать особенности в гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов. Объяснять роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности у различных организмов.

23.

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности  многоклеточных организма.

Общее представление о нервной системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Лабораторная работа «Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов».

Характеризовать роль нервной системе в регуляции процессов жизнедеятельности у животных. Объяснить особенности нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности у многоклеточных животных. Объяснить значение саморегуляции физиологических процессов в организме.

24.

Поведение организмов.

Поведение. Двигательная активность у растений. Виды поведения животных.

Объяснить значение поведения в жизни животных. Наблюдать и описывать поведение животных.

25.

Движение организмов.

Движение  — свойства живых организмов. Многообразие способов движения организмов. Движение у растений. Передвижение животных.

Наблюдать и описывать движение организмов. Устанавливать взаимосвязь между средой и способом передвижения животных.

26.

Организм – единое целое.

Целостность организма. Взаимосвязь клеток, тканей, органов в многоклеточном организме.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

27.

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал о значении согласованной работы органов для поддержания целостности организма; проверить умения объяснять взаимосвязь всех органов и процессов в многоклеточном организме

 

31.

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

организовать ценностно — ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности

Формировать естественнонаучную картину мира. Осваивать основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации. Развивать навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

 

            

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Оценка   «5» ставится в случае:

1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «4» ставится в случае:

1.  Знания всего изученного программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
     Оценка   «3» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка    «2» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
     Оценка    «1» ставится в случае:

 1.    Нет ответа.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

     Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности

рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками,  сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

    Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

     Оценка   "3" ставится, если ученик:

1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

    Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

     Оценка    «1» ставится в случае:

1.                  Нет ответа.

Примечание.  При  окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

     Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. 
     Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

    Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет не менее половины работы.

2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 

3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. 

    Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
     Оценка    «1» ставится в случае:

 1.    Нет ответа.

Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.
 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой   последовательности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

    Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
    Оценка   «3» ставится, если ученик: 

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

   Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

   Оценка    «1» ставится в случае:

1.                  Нет ответа.

 

Календарно — тематическое планирование

 



 



Тема урока

 

Решаемые проблемы (цели)

 

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

 

Форма проведения занятия

 

Объем и содержание

д/ з

 

Дата проведении я

план

факт

Глава 3. " Жизнедеятельность организмов" — 15 часов

1

1

Вводный инструктаж по ОТ.
Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами.

 Познакомить с новым разделом биологии, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология;     сформировать представления о биологии как науке, изучающей живые организмы; раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии;

 познакомить с учебником,  его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории

Актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел от тел неживой природы; сформировать представления об обмене веществ — важном признаке живой природы; раскрыть составные процессы обмена веществ; обосновать значение энергии для организмов

Предметные: вспоминаютоб основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний;

знакомятся с обменом веществ – основным признаком живых организмов; учатся выделять существенные признаки обмена веществ, обосновывать значение энергии для организмов

Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Метапредметные:

умения наблюдать, классифицировать приемы работы с разными источниками информации;

осваивают основы исследовательской деятельности, включая   умения проводить эксперименты;  учатся преобразовывать (структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение;

осваивают приемы работы с учебником

Личностные: формируется познавательный мотив

Урок -  беседа

с.86-87

 

05-9.09

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.23, задание в тетради

 

09.09

 

2

2

Почвенное питание растений

Продолжить формирование понятия об обмене веществ, о питании как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений; актуализировать знания о почве –среде обитания растений, о её составе и структуре.

Предметные: знакомятся  со способами питания организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять роль питания в процессах обмена веществ.

Метапредметные:

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.24 задание в рабочей тетради

16.09

 

3

3

Удобрения

Продолжить формирование знаний о почвенном питании растений, об органических и минеральных удобрениях; расширить представления о сроках и способах внесения удобрений, мерах защиты окружающей.среды от загрязнения избытком удобрений.

Предметные: формируют знания об управлении почвенным питанием растений; учатся определять необходимость внесения удобрений; оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать за растениями

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процесса управления почвенным питанием у растений;

формируются ценностно-смысловые установки к окружающей среде.

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п. 25 задание в рабочей тетради

23.09

 

4

4

Фотосинтез

Продолжить формирование понятия о способах питания растений.; познакомить с воздушным питанием растений.; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность растений. к использованию света; сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза

Предметные: знакомятся со способом воздушного питания растений, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлорофилла в образовании органических веществ

Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок   за­крепления      новых знаний.

лабораторная работа,

комбиниро-ванный

п.26 до роли фотосинтеза, задание в рабочей тетради

30.09

 

5

5

Значение фотосинтеза

Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание на проблему загрязнения воздушной среды

Предметные: развивают представления о значении фотосинтеза в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений  и оформлять их результаты

Личностные: формируется экологическая культура

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний, лабораторная работа,

комби- нированный

п.26 до конца задание в рабочей тетради

14.10

 

6

6

Питание бактерий и грибов

Познакомить с особенностями питания бактерий и грибов

Предметные: знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.27 задание в рабочей тетради

28.10

 

7

7

Гетеротрофное питание. Растительноядные животные

Познакомить с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными  животными; научить выделять главные признаки гетеротрофного питания, формировать интерес к изучению животного мира

Предметные: знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных, классифицировать животных.по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.28 стр.104-105

подготовить сообщение о каком-либо растительноядном животном

04.11

 

8

8

Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения

Познакомить с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; научить различать животных.по способам добывания пищи; формировать интерес к изучению живой природы.

Предметные: знакомятся  с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учится выделять существенные признаки питания животных, различать животных по способам добывания пищи;

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать животных.по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации

Личностные: развивают интерес к изучению особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п28 стр.105-107 подготовить сообщение о каком-либо плотоядном или всеядном животном

 

11.11

 

9

9

Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных.

 

Формировать знания о дыхании как компоненте обмена веществ, об особенностях дыхания у растений, о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений; научить применять знания о дыхании животных.

Предметные: знакомятся с особенностями дыхания у; растений учатся определять значение дыхания в жизни растений

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью  растений, учатся работать с различными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности растений

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.29 до дыхания растений.; задание в рабочей тетради

25.11

 

10

10

Дыхание растений

 

Сформировать знания о дыхании как компоненте обмена веществ, об особенностях дыхания у растений при их выращивании и хранении урожая;

научить выделять существенные признаки дыхания, объяснять роль дыхания в обмене веществ, в жизни организмов.

Предметные: знакомятся с особенностями процесса дыхания как компонента обмена веществ, овладевают умением объяснять роль кожи, жабр, трахей, легких в процессе дыхания

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных, учатся работать с различными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.29 «Дыхание растений» в задание врабочей

02.12

 

11

11

Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений.

Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной части обмена веществ, присущем всем организмам; раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов

Предметные: знакомятся с передвижением минеральных и органических.веществв растениях и значением этих процессов для растений.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.30 задание в рабочей тетради

16.12

 

12

12

Передвижение веществ у животных

Познакомить с особенностями процесса передвижения веществу животных; научить определять значение передвижения веществв жизни животных; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных

Предметные: знакомятся с особенностями процесса передвижения веществу животных; учатся определять значение передвижения веществв жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте веществживотных..

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации

Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п. 31

 задание в рабочей тетради

23.12

 

13

13

Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений.

Расширить знания об обмене веществна основе формирования понятия о выделении как составной части; познакомить с особенностями и значением процесса выделения у растений, листопадом; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности растений

Предметные: знакомятся с процессом выделения у растений, учатся определять значение выделения у растений, объяснять роль устьиц, листьев в удалении продуктов обмена веществу растений.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации,

учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.32 задание в рабочей тетради

06.01

 

14

14

Выделение у животных

Познакомить с особенностями процесса выделения у животных; научить определять значение выделения в жизни животных; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных

Предметные: знакомятся с особенностями выделения подуктов обмена веществ из организма животных, овладевают умением объяснять роль жабр, кожи, лёгких, почек в удалении продуктов обмена веществ

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации,

учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.32 стр.120-121 задание в рабочей тетради

 

13.01

 

15

15

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить знания об обмене веществ, подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов разных царств, о единстве органического мира

Предметные: обобщают знания  об обмене веществ- главном признаке жизни; продолжает формироваться естественно -научная картина мира и развивается представление о единстве органического мира.

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации

Личностные: развивают интерес к изучению процессов жизнедеятельности у организмов; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

Вопрос№2 стр.124

20. 01

 

19

 

Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение.

Сформировать знания о размножении организмов, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Предметные: знакомятся с размножением организмов, его ролью в преемственности поколений, способами размножения – бесполым размножением у растений и животных.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.33, задание в рабочей тетрадиповторить п11,12

27.01

 

20

 

Половое размножение

Продолжить формирование знаний о размножении организмов, об особенностях полового размножения, его усложнении в процессе исторического развития, о значении полового размножения для потомства и эволюции орг.мира; показать преимущества полового размножения перед бесполым.

Предметные: знакомятся с особенностями полового размножения, его усложнением в процессе исторического развития, определят значение полового размножения для потомства и эволюции орг.мира

Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.34 задание в рабочей тетради

 

03.02

 

21

 

Рост и развитие -свойства живых организмов. Индивидуальное развитие.

Продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере роста и развития, о причинах роста – делении и увеличении размеров клеток

Предметные: знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять их причины

Метапредметные:: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.35 задание в рабочей тетради

10.02

 

22

 

Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека.

Познакомить с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; научить объяснять в чём опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществдля индивидуального развития и здоровья человека; формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Предметные: знакомятся с негативным влиянием вредных привычек на развитие человека; учатся объяснять в чём опасность табакокурения, употребления алкоголя и наркотических веществдля индивидуального развития и здоровья человека

Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации

Личностные: осознают ценности здорового и безопасного образа жизни.

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.20стр.130-131 задание в рабочей тетради

24.02

 

23

 

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить знания о размножении, росте и развитии как важнейших свойствах живых организмов; о разных способах размножения; подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов различных царств о единстве орг. мира.

Предметные: обобщают  знания о размножении, росте и развитии, продолжает формироваться естественно-научная картина мира

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

ответить на вопросы стр.138

02.03

 

24

 

Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них

Сформировать знания о раздражимости – свойстве, присущем всем организмам

Предметные: знакомятся с особенностями  раздражимости, фотопериодизмом.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.36 задание в рабочей тетради

провести наблюдения за поведением домашних.животных, аквариумных рыб

09.03

 

25

 

Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов

Сформировать знания о гуморальной регуляции и её значении в жизнедеятельности организмов

Предметные: формируется представление о гормонах, их роли, о гуморальной регуляции

Метапредметные: учатся обобщать информацию, делать выводы.

Личностные: развивают познавательные потребности, формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.37  задание в рабочей тетради

 

16.03

 

26

 

Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных

Сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе; показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляций

Предметные: знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции, объясняют её роль в жизни многоклеточных организмов.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.38 задание в рабочей тетради

 

23.03

 

27

 

Поведение организмов

Сформировать первоначальное представление о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов.

Предметные: знакомятся с видами поведения животных, учатся определять значение поведения в жизни организмов

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных и растений

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

 

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.39 задание в рабочей тетради

 

30.03

 

28

 

Движение организмов

Продолжать формировать представление  о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов на примере различных движений

Предметные: знакомятся с движением организмов, многообразием их способов

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.40 задание в рабочей тетради

 

13.04

 

29

 

Организм – единое целое

Систематизировать и обобщить знания о строении и жизнедеятельности организмов различных царств, продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями, подвести к выводу, что организм – единое целое

Предметные: обобщают и систематизируют знания о многоклеточном организме, его целостности

Метапредметные: учатся обобщать и систематизировать полученные знания

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    за­крепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

п.41 задание в рабочей тетради

 

20.04

 

30

 

Обобщающий урок

Систематизировать и обобщить материал о значении согласованной работы органов для поддержания целостности организма; проверить умения объяснять взаимосвязь всех органов и процессов в многоклеточном организме

Предметные: обобщают знания о регуляции жизнедеятельности организмов

Метапредметные: демонстрируют использование составляющих исследовательской деятельности по изучению живых организмов

Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Контрольно-обобщающий урок

 

27.04

 

31

 

Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы»

организовать ценностно-ориентированную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности

Предметные: формируется естествен-научная картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Контрольно-обобщающий урок

 

04.05

 

32-34

 

Резервное время

 

 

 

 

11.05

 

 

Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения.

  Литература для учителя

1.В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова «Биология. Линия жизни», 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.под редакцией профессора В.В.Пасечника. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2-е издание,  «Прсовещение», Москва, 2010 год.

2. Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений    созданных под редакцией  В.В.Пасечника/ авт.-сост.  В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова- М.: Просвещение.

3. В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова. Пособие для учителя «Уроки биологии 6 класс», М.: Просвещение .

4. Дидактические работы для проведения промежуточной аттестации по биологии.5 – 10 классы/В.П.Александрова, М.А.Попов, И.С.Малютина, Н.Г.Ракитина.-  М.: ВАКО.2013.

 5. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2010.

6. Интернет-ресурсы — сайты творчески работающих учителей биологии.

Литература для обучающихся:

1.Занимательная ботаника. В.Рохлов и др. М.: «Аст-Пресс», 2010г.

2.Детская энциклопедия.  Мир леса. М., Махаон, 2007

4. Дмитриев Ю. Книга природы. М.,2010

5. Кушнер Х.Ф. Занимательная биология. М., 2011

6. Кудрявец Д.Б. Как вырастить цветы. М., Просвещение,2010

7. Литинецкий И. Барометры природы.М., Детская литература,2011

Интернет-ресурсы -  www.km.ru education  – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Материально – техническое обеспечение

Таблица «Клеточное строение растений», «Ткани растений». Микроскоп, лупа, предметные и инструменты для приготовления микропрепарата. «Цветковое растение и его органы», «Генеративные органы растений»; цветущие комнатные растения, гербарии цветущих растений; разборные модели «Цветок вишни», «Цветок картофеля» и др. проектор, компьютер, интерактивная доска. Таблицы, карточки с терминами, карточки- счетчики, дидактический материал, магнитная доска, опыты (заложенные во внеурочное время), учебник, тетради. Коллекция лишайников, таблица: «Строение лишайников». Демонстрационные материалы. Презентация лишайников на компьютере. Комнатные растения, таблица «Строение корня», «Типы корневых систем».

 

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!