Программы 10-11 класс Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина

ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 10—11 классов общеобразовательных учреждений


Базовый уровень

Авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Программа составлена на основе федерального ком­понента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «При­мерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)», и рассчитана на 70 ч. Резервное время составляет 3 ч.

В программе приводится список возможных лабо­раторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствую­щие условия в классе. В качестве лабораторных работ по некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.) мож­но предложить учащимся изготовление наглядных посо­бий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Некоторые лабораторные работы можно провести, используя таб­личный материал или фотографии.

Часть лабораторных работ может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на се­лекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п.

В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и не­компетентные взгляды на некоторые достижения и воз­можности современной биологии.

Некоторым вопросам целесообразно посвятить классную конференцию, на которой заслушать доклады по рефератам и обсудить проблемы, связанные с применением биотех­нологий, с антропогенными воздействиями на окружаю­щую среду и т. п.

Примерные темы экскурсий, рефератов, дискуссий приведены в конце программы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне уча­щиеся должны

понимать:

•    основные положения биологических теорий (клеточ­ная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Мен­деля, закономерностей изменчивости;

•    строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

•    сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественно­го отбора, формирования приспособленности, образова­ния видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

•    вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

знать:

биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и измен­чивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

уметь:

решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отно­шения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытую­щие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(70 ч, 1 ч в неделю; 3 ч — резервное время)

Введение (1 ч)

Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. Демонстрации

Cхемы и таблицы, иллюстрирующие различные био­логические системы и уровни организации живой природы.

Раздел I

КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО

(17 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)

Биологически важные химические элементы. Неор­ганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Ну­клеиновые кислоты. АТФ и другие органические со­единения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.

Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазма­тическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Мито­хондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.

Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при учас­тии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация
и реализация ее в клетке (4 ч)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Вирусы. Профилактика СПИДа.

Демонстрации

Cхемы, таблицы, транспаранты[1] и пространствен­ные модели, иллюстрирующие: строение молекул бел­ков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».

Лабораторные и практические работы

1.   Наблюдение клеток растений и животных под мик­роскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

2.    Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука).

3.    Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

4.    Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.

5.    Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы).

Раздел II

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

(6 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размно­жение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотво­рение.

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организ­мов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических ве­ществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

Демонстрации

Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние час­тей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Раздел III

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

(12 ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений
наследственности (5 ч)

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генети­ка пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчи­вость. Закон гомологических рядов наследственной измен­чивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наслед­ственных болезней человека.

Тема 9. Генетика и селекция (3 ч)

Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигиб­ридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное до­минирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и не­обычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотех­нологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщини­стые, желтые, зеленые).

Лабораторные и практические работы

1.   Составление простейших схем скрещивания.

2.   Решение элементарных генетических задач.

3.   Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).

4.   Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).

Раздел IV

ЭВОЛЮЦИЯ

(20 ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (3 ч)

Возникновение и развитие эволюционных представ­лений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Син­тетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эво­люционном процессе. Естественный отбор — направ­ляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспо­собленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Кар­ла Линнея. Принципы систематики.

Тема 14. Происхождение человека (5 ч)

Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представи­тели рода Ношо. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.

Демонстрации

Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстри­рующие: критерии вида (на примере разных пород одно­го вида животных); движущие силы эволюции; возник­новение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволю­цию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и жи­вотных).

Лабораторные и практические работы

1.   Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).

2.   Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).

3.   Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Раздел V

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

(11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Эко­системы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Био­геохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека
на биосферу (2 ч)

Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.

Демонстрации

Cхемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, кон­куренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; кругово­рот веществ и превращения энергии в экосистеме; строе­ние экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; кру­говорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окру­жающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».

Лабораторные и практические работы

1.   Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

2.   Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

3.   Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

4.   Исследование изменений в экосистемах на биоло­гических моделях (аквариум).

5.   Решение экологических задач.

6.   Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

7.   Анализ и оценка последствий собственной деятельно­сти в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

Примерные темы экскурсий

1.   Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

2.   Изменчивость организмов (окрестности школы).

3.   Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

4.   Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, пле­менная ферма или сельскохозяйственная выставка).

5.   Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

6.   Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).

Примерные темы рефератов

1.  Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).

2.  Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.

3.  Знаменитые овечки Долли и Полли.

4.  Трансгенные растения.

5.  Перспективы использования стволовых клеток: сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утра­ченные органы?

6.  Трансгенные животные. Для чего они нужны?

7.  Молекулярная биология и криминалистика:            как

идентифицировали останки царской семьи.

8.  Расселение человека по Земле: молекулярная биология и история.

9.  Перспективы лечения наследственных болезней.

10.   Прогностическая оценка возможных последствий действия различных мутагенов на организм.
11.   Что может естественный отбор: удивительные при­способления (орхидеи, насекомые, птицы).

12.   Родословное древо всего живого — результаты мо­лекулярно-генетических исследований.

13.   Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.

14. Существует ли внеземная жизнь?

15. Роль симбиоза в эволюции.

16. Первопроходцы суши.

17. Первые завоеватели воздуха.

18. Живые ископаемые.

19. Археоптерикс.

20. Чем человек отличается от обезьяны.

21. Маугли — сказка и реальность.

22. Культурные растения и их дикие предки.

23. «Зеленая революция».

24. Животные, уничтоженные человеком.

Примерные темы дискуссий

1.   Различные гипотезы возникновения жизни на Зем­ле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).

2.   Трансгенез — опасность реальная или мнимая?

3.   Клонирование человека как этическая проблема.

4.   Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)

В качестве источников информации для рефератов можно рекомендовать статьи в журналах «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе». Многие из этих журналов, а также другие источники информации доступны в Интернете.
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений

Профильный уровень

Авторы: О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в ми­ропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине ХХ в., были обусловлены открытиями в молеку­лярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической про­мышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, осно­ванное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая зако­нами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать урав­нениями на основе знания только физических и химичес­ких закономерностей. Живое отличается от неживого воз­никновением, а также хранением, передачей и разверты­ванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоу­ровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.

Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства). При этом следует донести до учащихся понимание того, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать, что пред­метом естественных наук является умопостигаемое, тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно на­блюдать непосредственно, поэтому их приходится рекон­струировать и проверять косвенными методами.

Описание лабораторных работ, темы которых приво­дятся ниже, даны в «Практикуме по общей биологии». Из приводимых тем лабораторных работ учитель может выбирать те, для проведения которых есть соответству­ющие условия в классе. По некоторым темам (приспо­собление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет.

Часть рекомендуемых демонстраций может быть про­ведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п.

Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Кроме докладов, посвященных научным проблемам и фактам, рекомендуется проведение докладов (возможно, в виде конференции совместно с преподавателями истории), посвященных истории науки и великим ученым. Желатель­но обсудить судьбу биологических наук в России, сессию ВАСХНИЛ 1948 г., роль Т. Д. Лысенко.

Предлагаемая программа разработана на основе феде­рального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изуче­ние курса биологии выделяется 210 ч, в том числе в 10 клас­се — 105 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 105 ч (3 ч в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны знать:

•     основные положения биологических теорий (клеточ­ная теория; хромосомная теория наследственности; син­тетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вави­лова о центрах многообразия и происхождения культур­ных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

•     сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследо­вания Т. Моргана; гомологических рядов наследствен­ной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленно­го наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); пра­вил (доминирования Г. Менделя; экологической пирами­ды); принципов репликации, транскрипции и трансля­ции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

•     имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

•     строение биологических объектов: клеток прокари­от и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; однокле­точных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

•     сущность биологических процессов и явлений:

хранения, передачи и реализации генетической инфор­мации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития ор­ганизма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусствен­ного, движущего и стабилизирующего отбора; географи­ческого и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популя­ции; формирования приспособленности к среде обита­ния; круговорота веществ и превращения энергии в эко­системах и биосфере; эволюции биосферы;

•    использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, от­даленная гибридизация, трансгенез);

•    современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

•    объяснять: роль биологических теорий, идей, принци­пов, гипотез в формировании современной естествен­но-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых ор­ганизмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, че­ловека, биосферы; единство человеческих рас; возмож­ные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

•    решать биологические задачи разной сложности;

•    составлять схемы скрещивания, путей переноса ве­ществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

•    описывать микропрепараты клеток растений и живот­ных; представителей разных видов по морфологическо­му критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей мест­ности;

•    выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у от­дельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

•     сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосис­темы); процессы и явления (автотрофный и гетеротроф­ный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внеш­нее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе срав­нения;

•     анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропо­генные изменения в биосфере; этические аспекты совре­менных исследований в биологической науке;

•     осуществлять самостоятельный поиск биологи­ческой информации в различных источниках (учеб­ных текстах, справочниках, научно-популярных изда­ниях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и приме­нять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекцион­ных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных за­грязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клони­рование, искусственное оплодотворение).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10 класс

(105 ч, 3 ч в неделю; 5 ч — резервное время) Введение (2 ч)

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свой­ства живых организмов. Уровни организации живой мате­рии. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологи­ческих систем; уровни организации живой природы; мето­ды познания живой природы.

Раздел I

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:

КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ

(52 ч)

Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)

Цитология — наука о клетке. История изучения клет­ки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров кле­ток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные поли­меры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахари­ды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции угле­водов.

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфо­липиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный сос­тав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эука­риотической клеток. Пространственная модель молеку­лы ДНК.

Тема 2. Клеточные структуры
и их функции (6 ч)

Биологические мембраны. Строение и функции плазма­тической мембраны.

Мембранные органоиды. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.

Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Кле­точные включения.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазма­тической мембраны, строение клеток животных и расте­ний, прокариотической и эукариотической клеток. Дина­мическое пособие «Строение клетки».

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Поня­тия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хло­рофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосин­теза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.

Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемо­синтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 4. Наследственная информация
и реализация ее в клетке (14 ч)

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция тран­скрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.

Генная инженерия.

Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммуно­дефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс реплика­ции; генетический код; биосинтез белка; регуляцию тран­скрипции у прокариот; строение вируса; строение хромосо­мы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клет­ки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и него­мологичные хромосомы. Амитоз.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая систе­ма. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие кле­ток в организме. Контроль целостности организма. Им­мунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и беспо­лое размножение. Соматические и половые клетки. Чередо­вание гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цик­ле. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оп­лодотворение у растений и животных; стадии развития за­родыша позвоночного животного; постэмбриональное раз­витие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ

(46 ч)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)

Наследственность — свойство живых организмов. Гене­тика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изуче­ния наследственности.

Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессив­ные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещи­вание.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминиро­вание. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа ге­нетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромо­сом. Современные методы картирования хромосом.

Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хро- мосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; пе­рекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с раз­ным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

Тема 7. Основные закономерности явлений
изменчивости (12 ч)

Изменчивость — свойство живых организмов. Наслед­ственная и ненаследственная изменчивость. Комбинатив­ная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

Причины возникновения мутаций. Мутагенные факто­ры среды. Экспериментальный мутагенез.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и коли­чественные признаки. Норма реакции признака. Модифи- кационная изменчивость.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культу­ры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосом — ных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической изменчи­востью (остистые, безостые, высокие, карликовые расте­ния и т. д.).

Тема 8. Генетические основы индивидуального
развития (10 ч)

Функционирование генов в ходе индивидуального раз­вития. Детерминация и дифференцировка. Дифференци­альная активность генов. Действие генов в эмбриогене­зе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулино­вые гены млекопитающих. Мобильные генетические эле­менты.

Множественное действие генов. Летальные мутации.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие ге­нов и механизм хромосомных мутаций.

Тема 9. Генетика человека (10 ч)

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Карио­тип человека и хромосомные болезни. Картирование хромо­сом человека. Возможности лечения и предупреждения на­следственных заболеваний. Медико-генетическое консуль­тирование.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в об­ласти биотехнологии. Динамические пособия «Генетика

групп крови», «Наследование резус-фактора».

Примерный список лабораторных работ

1.   Обнаружение биополимеров в биологических объектах.

2.  Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК.

3.  Каталитическая активность ферментов в живых тка­нях.

4.  Устройство световых микроскопов и техника микроско- пирования.

5.  Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

6.  Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур.

7.    Физиологические свойства клеточной мембраны.

8.  Изучение морфологии и подсчет хромосом на времен­ных препаратах из корешков кормовых бобов.

9.    Хромосомы млекопитающих. Кариотип.

10.   Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыля).

11.   Митоз в клетках корешка лука.

12.   Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений.

13.   Мейоз и развитие мужских половых клеток.

14.   Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки.

15.   Дрозофила как объект генетических исследований. Постановка моногибридного и дигибридного скрещива­ний.

16.   Анализ наследования в первом поколении моногибрид­ного и дигибридного крещиваний. Постановка опыта на наследование, сцепленное с полом.

17.   Анализ наследования во втором поколении моногиб­ридного и дигибридного скрещиваний. Анализ насле­дования в первом поколении признаков, сцепленных с полом. Постановка опытов на сцепленное наследо­вание.

18.   Анализ наследования во втором поколении признаков, сцеп ленных с полом. Анализ сцепленного наследова­ния в первом поколении. Постановка опыта на крос­синговер.

19.   Геномные и хромосомные мутации.

20.   Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивания, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов.

21.   Кариотип человека. Хромосомные болезни человека.

22.   Составление родословных и их анализ.

23.   Изменчивость, построение вариационного ряда и вариа­ционной кривой.

11 класс

(105 ч, 3 ч в неделю; 3 ч — резервное время)

Раздел III

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
(66 ч)

Тема 10. Возникновение и развитие
эволюционной биологии (10 ч)

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволю­ционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дар­вина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологи­ческие, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эво­люции.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: фор­мы сохранности ископаемых растений и животных; атавиз­мы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; до- ка-зательства эволюции органического мира. Палеонтоло­гические коллекции.

Тема 11. Механизмы эволюции (28 ч)

Популяция — элементарная единица эволюции. Внутри­видовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источ­ник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные вол­ны. Борьба за существование. Естественный отбор — на­правляющий фактор эволюции. Формы естественного отбо­ра. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.

Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенети­ческие основы эволюции. Направления эволюции. Аромор- фоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: дви­жущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — ди­вергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные аро- морфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.

Тема 12. Возникновение и развитие жизни
на Земле (10 ч)

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы воз­никновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Совре­менные представления о возникновении жизни.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органи­ческих веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образо­вание первичных гетеротрофов.

Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохро­нологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образо­вания эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Разви­тие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледни­ковый период). Ископаемые останки живого — окаменелос­ти, отпечатки (палеонтологическая коллекция).

Тема 13. Возникновение и развитие человека —
антропогенез (10 ч)

Место человека в системе живого мира. Сравнительно­морфологические, этологические, цитогенетические и мо­лекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.

Палеонтологические данные о происхождении и эволю­ции предков человека. Австралопитеки. Первые представи­тели рода Homo. Неандертальский человек. Место неандер­тальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

Биологические факторы эволюции человека. Социаль­ные факторы эволюции человека — мышление, речь, ору­дийная деятельность. Роль социальной среды в формирова­нии человеческих индивидуумов. Соотношение биологичес­ких и социальных факторов в эволюции человека.

Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); ору­дия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолити­ческое искусство (репродукции произведений первобытных художников).

Тема 14. Селекция и биотехнология (8 ч)

Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культур­ных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.

Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.

Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильно­сти. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.

Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосом­ная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.

Крупномасштабная селекция животных.

Успехи селекции.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследо­вания в области биотехнологии.

Раздел IV

ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

(36 ч)

Тема 15. Организмы и окружающая среда (14 ч)

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Попу­ляция как природная система. Структура популяций. Ди­намика популяций. Жизненные стратегии. Вид как систе­ма популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы. Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические фак­торы и их влияние на организмы.

Тема 16. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосис­темы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляцион­ные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.

Пространственная структура сообществ. Динамика эко­систем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчи­вость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные эко­системы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».

Тема 17. Биосфера (6 ч)

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в био­сфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосфе­ры; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.

Тема 18. Биологические основы
охраны природы (4 ч)

Сохранение и поддержание биологического разнообра­зия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биоло­гический мониторинг и биоиндикация.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообра­зие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».

Примерный список
лабораторных работ

1.   Анализ генетической изменчивости в популяциях до­машних кошек.

2.   Наблюдение и описание особей вида по морфологическо­му критерию (гербарии, коллекции насекомых).

3.   Выявление изменчивости у особей одного вида (гер- барные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).

4.   Изучение разнообразия мелких почвенных членистоно­гих в разных экосистемах.

5.   Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).

6.   Описание экосистем своей местности (видовая и простра­нственная структура, сезонные изменения, наличие ант­ропогенных изменений).

7.   Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, нали­чие антропогенных изменений).

8.   Исследование изменений в экосистемах на биологичес­ких моделях (аквариум).

Примерные темы для изготовления
наглядных пособий
(схемы, плакаты, стенгазеты)

1.  Биотехнологии и их применение в селекции микроорга­низмов, растений и животных.

2.  Многообразие приспособлений к среде обитания у рас­тений и животных.

3.  Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

4.  Сравнение процессов симпатрического и аллопатричес- кого видообразования.

5.  Сравнительная характеристика микро- и макроэволю­ции.

6.  Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.

7.   Ароморфозы у растений и животных.

8.   Идиоадаптации у растений и животных.

9.  Приспособление животных и растений к влиянию раз­личных экологических факторов.

10.   Составление схем переноса веществ и энергии в экосис­темах (пищевых цепей и сетей).

11.   Сравнительная характеристика экосистем и агроэко­систем.

Примерные темы экскурсий

1.   Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

2.   Изменчивость организмов (окрестности школы).

3.   Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы, местный краеведческий музей, зоопарк).

4.   Многообразие сортов растений и пород животных, мето­ды их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

5.   Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

6.   Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).

Примерные темы дискуссий

1.   Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Ар­рениус).

2.     Трансгенез — опасность реальная или мнимая?

3.     Клонирование человека как этическая проблема.

4.Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)

Примерные темы рефератов
и докладов

1.  Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).

2.     Что такое прионы.

3.     Как была разгадана структура ДНК.

4.     Эволюция генетического кода: помехоустойчивость.

5.     Что такое «белки теплового шока».

6.  Что вращается в клетке: протон-зависимая АТФсинта- за — электрический мотор бактерий.

7.     Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.

8.     Фотодыхание.

9.  Динамичный геном: мобильные генетические эле­менты.

10.   Знаменитые овечки Долли и Полли.

11.   Трансгенные растения.

12.   Сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы? Перспективы использования ство­ловых клеток.

13.   «Самурайская этика» клеток — апоптоз.

14.   Сиамские близнецы.

15.   Как «нокаутируют» гены.

16.   Направленный мутагенез.

17.   Трансгенные животные. Для чего они нужны?

18.   Сюрпризы митохондриального генома.

19.   Молекулярная биология и криминалистика: как иден­тифицировали останки царской семьи.

20.   Молекулярная биология и история: расселение человека по Земле, происхождение аборигенов Америки.

21.   Как победить рак.

22.   Перспективы лечения наследственных болезней.

23.   Что может естественный отбор: удивительные приспо­собления у орхидей, насекомых и птиц.

24.   Родословное древо всего живого: результаты молекуляр­но-генетических исследований.

25.   Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.

26.   Существует ли внеземная жизнь?

27.     Роль симбиоза в эволюции.

28.     Что такое геномика.

29.     Глобальные катастрофы в истории Земли.

30.   Меловой экологический кризис: удар из космоса или вулканическое извержение?

31.     Животный мир вендского периода.

32.     Первопроходцы суши.

33.     Первые завоеватели воздуха.

34.     Живые ископаемые.

35.     Археоптерикс.

36.     Молекулярная палеонтология.

37.     Чем обезьяна отличается от человека.

38.   «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека.

39.     Как жил неандертальский человек.

40.     Маугли — сказка и реальность.

41.     Культурные растения и их дикие предки.

42.     « Зеленая революция ».

43.     Почему надо сохранять биоразнообразие.

44.     Животные, уничтоженные человеком.

Примерные темы докладов
на исторические темы

1.  «Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина.

2.    Эволюция эволюционных идей.

3.    Жизнь и творчество Ж. Б. Ламарка.

4.    Жизнь и творчество Л. Пастера.

5.    Жизнь и творчество Г. Менделя.

6.    Жизнь и творчество Ч. Дарвина.

7.  Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

8.    Жизнь и творчество Н. И. Вавилова.

9.    Судьба генетики в России.

10.    Русские биологи — Нобелевские лауреаты.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Д а р в и н Ч. Путешествие на корабле «Бигль» / Ч. Дар­вин. — М.: Мысль, 1978.

Д а р в и н Ч. Воспоминания о развитии моего ума и ха­рактера // Дарвин Ч. Сочинения. Т. 9. — М.: Издательство АН СССР, 1959.

Д а р в и н Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: кн. для учителя / Ч. Дарвин; под ред. А. В. Яблоко­ва, Б. М. Медникова. — М.: Просвещение, 1986.

Д о к и н з Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — М.: Мир, 1993.

Г р и н Н. Биология. В 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэй­лор. — М.: Мир, 1990.

Е с ь к о в К. Ю. История Земли и жизни на ней: от хао­са до человека / К. Ю. Еськов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.

М е д н и к о в Б. М. Аксиомы биологии/ Б. М. Медни­ков. — М.: Знание, 1982.

М е д н и к о в Б. М. Биология: формы и уровни жиз­ни: пособие для учащихся / Б. М. Медников. — 2-е изд., пе- рераб. — М.: Просвещение, 2006.

Общая биология: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч. / под ред. В. К. Шум­ного и Г. М. Дымшица. — 6-е изд., перераб. — М.: Просве­щение, 2006.

Журналы: «В мире науки», «Соросовский образователь­ный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из первых рук».

Интернет-материалы

http://schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat.php? cid=12. Пермский школьный городской портал. (Содержит хорошую подборку интернет-ресурсов по биологии.)

http: //www. gnpbu. ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2. htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darwin.narod.ru/. Электронные версии произведений Ч. Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информа­ция о школьном оборудовании.
Содержание

[Подпись: Программа по биологии для 10 —11 классов общеобра¬]
зовательных учреждений. Базовый уровень (Г. М. Дым- шиц, О. В. Саблина)            3

Программа по биологии для 10 —11 классов общеоб­разовательных учреждений. Профильный уровень (О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц)… 12

Литература для учителя… 32

Учебное издание

Дымшиц Григорий Моисеевич
Саблина Ольга Валентиновна

БИОЛОГИЯ

ПРОГРАММЫ

общеобразовательных учреждений
10—11 классы

Базовый и профильный уровни

Зав. редакцией Е. К. Липкина
Редактор Л. Н. Кузнецова
Художественный редактор Е. А. Михайлова
Компьютерная верстка и техническое редактирование
Е. А. Сиротинской
Корректор И. Н. Панкова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано
в печать с диапозитивов 17.04.09. Формат 60 X 90 /16' Бумага газетная.
Гарнитура SchoolBookC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 1,56.

Тираж 3000 экз. Заказ №                       .

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

ОАО «Ивановская областная типография». 153008, г. Иваново,
ул. Типографская, 6. E-mail: 091-018@adminet.ivanovo.ru
[1] Транспаранты — прозрачные пленки формата А4.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!