Программы 10-11 класс Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина
для 10—11 классов общеобразовательных учреждений
Базовый уровень
Авторы: Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Программа включает обязательную часть учебного курса, изложенную в «Примерной программе по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)», и рассчитана на 70 ч. Резервное время составляет 3 ч.
В программе приводится список возможных лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. В качестве лабораторных работ по некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.) можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Некоторые лабораторные работы можно провести, используя табличный материал или фотографии.
Часть лабораторных работ может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п.
В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые достижения и возможности современной биологии.
Некоторым вопросам целесообразно посвятить классную конференцию, на которой заслушать доклады по рефератам и обсудить проблемы, связанные с применением биотехнологий, с антропогенными воздействиями на окружающую среду и т. п.
Примерные темы экскурсий, рефератов, дискуссий приведены в конце программы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
понимать:
• основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
• сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
знать:
биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
уметь:
решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(70 ч, 1 ч в неделю; 3 ч — резервное время)
Введение (1 ч)
Биология — наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. Демонстрации
Cхемы и таблицы, иллюстрирующие различные биологические системы и уровни организации живой природы.
Раздел I
КЛЕТКА — ЕДИНИЦА ЖИВОГО
(17 ч)
Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация
и реализация ее в клетке (4 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации
Cхемы, таблицы, транспаранты[1] и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
Лабораторные и практические работы
1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (эпидермис традесканции, кожица лука).
3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
4. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
5. Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере каталазы).
Раздел II
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ
(6 ч)
Тема 5. Размножение организмов (4 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (2 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Раздел III
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
(12 ч)
Тема 7. Основные закономерности явлений
наследственности (5 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Тема 8. Закономерности изменчивости (4 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.
Тема 9. Генетика и селекция (3 ч)
Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
Лабораторные и практические работы
1. Составление простейших схем скрещивания.
2. Решение элементарных генетических задач.
3. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой (на примере гербарных образцов или живых листьев деревьев, крупных семян растений, клубней, луковиц и т. п. или на примере сравнения антропометрических показателей школьников).
4. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).
Раздел IV
ЭВОЛЮЦИЯ
(20 ч)
Тема 10. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (3 ч)
Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.
Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)
Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.
Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)
Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики.
Тема 14. Происхождение человека (5 ч)
Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Ношо. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Раздел V
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
(11 ч)
Тема 15. Экосистемы (7 ч)
Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.
Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)
Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.
Тема 17. Влияние деятельности человека
на биосферу (2 ч)
Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
Cхемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
3. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
5. Решение экологических задач.
6. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
7. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Примерные темы экскурсий
1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).
2. Изменчивость организмов (окрестности школы).
3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).
4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
5. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
6. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).
Примерные темы рефератов
1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).
2. Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.
3. Знаменитые овечки Долли и Полли.
4. Трансгенные растения.
5. Перспективы использования стволовых клеток: сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы?
6. Трансгенные животные. Для чего они нужны?
7. Молекулярная биология и криминалистика: как
идентифицировали останки царской семьи.
8. Расселение человека по Земле: молекулярная биология и история.
9. Перспективы лечения наследственных болезней.
10. Прогностическая оценка возможных последствий действия различных мутагенов на организм.
11. Что может естественный отбор: удивительные приспособления (орхидеи, насекомые, птицы).
12. Родословное древо всего живого — результаты молекулярно-генетических исследований.
13. Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.
14. Существует ли внеземная жизнь?
15. Роль симбиоза в эволюции.
16. Первопроходцы суши.
17. Первые завоеватели воздуха.
18. Живые ископаемые.
19. Археоптерикс.
20. Чем человек отличается от обезьяны.
21. Маугли — сказка и реальность.
22. Культурные растения и их дикие предки.
23. «Зеленая революция».
24. Животные, уничтоженные человеком.
Примерные темы дискуссий
1. Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).
2. Трансгенез — опасность реальная или мнимая?
3. Клонирование человека как этическая проблема.
4. Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)
В качестве источников информации для рефератов можно рекомендовать статьи в журналах «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе». Многие из этих журналов, а также другие источники информации доступны в Интернете.
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 10—11 классов
общеобразовательных учреждений
Профильный уровень
Авторы: О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине ХХ в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.
Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики.
Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства). При этом следует донести до учащихся понимание того, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать, что предметом естественных наук является умопостигаемое, тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами.
Описание лабораторных работ, темы которых приводятся ниже, даны в «Практикуме по общей биологии». Из приводимых тем лабораторных работ учитель может выбирать те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет.
Часть рекомендуемых демонстраций может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п.
Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Кроме докладов, посвященных научным проблемам и фактам, рекомендуется проведение докладов (возможно, в виде конференции совместно с преподавателями истории), посвященных истории науки и великим ученым. Желательно обсудить судьбу биологических наук в России, сессию ВАСХНИЛ 1948 г., роль Т. Д. Лысенко.
Предлагаемая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделяется 210 ч, в том числе в 10 классе — 105 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 105 ч (3 ч в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны знать:
• основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
• сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
• имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
• строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
• сущность биологических процессов и явлений:
хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
• использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
• современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
• объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
• решать биологические задачи разной сложности;
• составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
• описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
• сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;
• осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10 класс
(105 ч, 3 ч в неделю; 5 ч — резервное время) Введение (2 ч)
Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.
Раздел I
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ:
КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
(52 ч)
Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)
Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.
Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.
Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.
Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.
Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.
АТФ, макроэргические связи.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.
Тема 2. Клеточные структуры
и их функции (6 ч)
Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.
Мембранные органоиды. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.
Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки».
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.
Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.
Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.
Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.
Тема 4. Наследственная информация
и реализация ее в клетке (14 ч)
Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.
Генетический код и его свойства.
Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.
Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.
Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.
Генная инженерия.
Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез белка; регуляцию транскрипции у прокариот; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.
Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)
Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.
Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.
Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.
Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.
Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ
(46 ч)
Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)
Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.
Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.
Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.
Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.
Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.
Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хро- мосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».
Тема 7. Основные закономерности явлений
изменчивости (12 ч)
Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.
Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.
Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.
Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модифи- кационная изменчивость.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосом — ных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.).
Тема 8. Генетические основы индивидуального
развития (10 ч)
Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.
Множественное действие генов. Летальные мутации.
Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.
Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных мутаций.
Тема 9. Генетика человека (10 ч)
Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика
групп крови», «Наследование резус-фактора».
Примерный список лабораторных работ
1. Обнаружение биополимеров в биологических объектах.
2. Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки (печени). Качественная реакция на ДНК.
3. Каталитическая активность ферментов в живых тканях.
4. Устройство световых микроскопов и техника микроско- пирования.
5. Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.
6. Строение клетки. Размеры клеток и внутриклеточных структур.
7. Физиологические свойства клеточной мембраны.
8. Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов.
9. Хромосомы млекопитающих. Кариотип.
10. Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыля).
11. Митоз в клетках корешка лука.
12. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений.
13. Мейоз и развитие мужских половых клеток.
14. Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки.
15. Дрозофила как объект генетических исследований. Постановка моногибридного и дигибридного скрещиваний.
16. Анализ наследования в первом поколении моногибридного и дигибридного крещиваний. Постановка опыта на наследование, сцепленное с полом.
17. Анализ наследования во втором поколении моногибридного и дигибридного скрещиваний. Анализ наследования в первом поколении признаков, сцепленных с полом. Постановка опытов на сцепленное наследование.
18. Анализ наследования во втором поколении признаков, сцеп ленных с полом. Анализ сцепленного наследования в первом поколении. Постановка опыта на кроссинговер.
19. Геномные и хромосомные мутации.
20. Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивания, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом, взаимодействие генов.
21. Кариотип человека. Хромосомные болезни человека.
22. Составление родословных и их анализ.
23. Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
11 класс
(105 ч, 3 ч в неделю; 3 ч — резервное время)
Раздел III
ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
(66 ч)
Тема 10. Возникновение и развитие
эволюционной биологии (10 ч)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; до- ка-зательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Тема 11. Механизмы эволюции (28 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Аромор- фоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные аро- морфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.
Тема 12. Возникновение и развитие жизни
на Земле (10 ч)
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция).
Тема 13. Возникновение и развитие человека —
антропогенез (10 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительноморфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников).
Тема 14. Селекция и биотехнология (8 ч)
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
Крупномасштабная селекция животных.
Успехи селекции.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии.
Раздел IV
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
(36 ч)
Тема 15. Организмы и окружающая среда (14 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы. Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы.
Тема 16. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».
Тема 17. Биосфера (6 ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.
Тема 18. Биологические основы
охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».
Примерный список
лабораторных работ
1. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.
2. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых).
3. Выявление изменчивости у особей одного вида (гер- барные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).
4. Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах.
5. Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоемов (полевая работа).
6. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
7. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).
8. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Примерные темы для изготовления
наглядных пособий
(схемы, плакаты, стенгазеты)
1. Биотехнологии и их применение в селекции микроорганизмов, растений и животных.
2. Многообразие приспособлений к среде обитания у растений и животных.
3. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.
4. Сравнение процессов симпатрического и аллопатричес- кого видообразования.
5. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.
6. Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.
7. Ароморфозы у растений и животных.
8. Идиоадаптации у растений и животных.
9. Приспособление животных и растений к влиянию различных экологических факторов.
10. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).
11. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
Примерные темы экскурсий
1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).
2. Изменчивость организмов (окрестности школы).
3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы, местный краеведческий музей, зоопарк).
4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).
5. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
6. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).
Примерные темы дискуссий
1. Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).
2. Трансгенез — опасность реальная или мнимая?
3. Клонирование человека как этическая проблема.
4.Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)
Примерные темы рефератов
и докладов
1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).
2. Что такое прионы.
3. Как была разгадана структура ДНК.
4. Эволюция генетического кода: помехоустойчивость.
5. Что такое «белки теплового шока».
6. Что вращается в клетке: протон-зависимая АТФсинта- за — электрический мотор бактерий.
7. Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.
8. Фотодыхание.
9. Динамичный геном: мобильные генетические элементы.
10. Знаменитые овечки Долли и Полли.
11. Трансгенные растения.
12. Сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы? Перспективы использования стволовых клеток.
13. «Самурайская этика» клеток — апоптоз.
14. Сиамские близнецы.
15. Как «нокаутируют» гены.
16. Направленный мутагенез.
17. Трансгенные животные. Для чего они нужны?
18. Сюрпризы митохондриального генома.
19. Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.
20. Молекулярная биология и история: расселение человека по Земле, происхождение аборигенов Америки.
21. Как победить рак.
22. Перспективы лечения наследственных болезней.
23. Что может естественный отбор: удивительные приспособления у орхидей, насекомых и птиц.
24. Родословное древо всего живого: результаты молекулярно-генетических исследований.
25. Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.
26. Существует ли внеземная жизнь?
27. Роль симбиоза в эволюции.
28. Что такое геномика.
29. Глобальные катастрофы в истории Земли.
30. Меловой экологический кризис: удар из космоса или вулканическое извержение?
31. Животный мир вендского периода.
32. Первопроходцы суши.
33. Первые завоеватели воздуха.
34. Живые ископаемые.
35. Археоптерикс.
36. Молекулярная палеонтология.
37. Чем обезьяна отличается от человека.
38. «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека.
39. Как жил неандертальский человек.
40. Маугли — сказка и реальность.
41. Культурные растения и их дикие предки.
42. « Зеленая революция ».
43. Почему надо сохранять биоразнообразие.
44. Животные, уничтоженные человеком.
Примерные темы докладов
на исторические темы
1. «Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина.
2. Эволюция эволюционных идей.
3. Жизнь и творчество Ж. Б. Ламарка.
4. Жизнь и творчество Л. Пастера.
5. Жизнь и творчество Г. Менделя.
6. Жизнь и творчество Ч. Дарвина.
7. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».
8. Жизнь и творчество Н. И. Вавилова.
9. Судьба генетики в России.
10. Русские биологи — Нобелевские лауреаты.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Д а р в и н Ч. Путешествие на корабле «Бигль» / Ч. Дарвин. — М.: Мысль, 1978.
Д а р в и н Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера // Дарвин Ч. Сочинения. Т. 9. — М.: Издательство АН СССР, 1959.
Д а р в и н Ч. Происхождение видов путем естественного отбора: кн. для учителя / Ч. Дарвин; под ред. А. В. Яблокова, Б. М. Медникова. — М.: Просвещение, 1986.
Д о к и н з Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. — М.: Мир, 1993.
Г р и н Н. Биология. В 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тэйлор. — М.: Мир, 1990.
Е с ь к о в К. Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека / К. Ю. Еськов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.
М е д н и к о в Б. М. Аксиомы биологии/ Б. М. Медников. — М.: Знание, 1982.
М е д н и к о в Б. М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б. М. Медников. — 2-е изд., пе- рераб. — М.: Просвещение, 2006.
Общая биология: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень: в 2 ч. / под ред. В. К. Шумного и Г. М. Дымшица. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2006.
Журналы: «В мире науки», «Соросовский образовательный журнал», «Природа», «Биология в школе», «Наука из первых рук».
Интернет-материалы
http://schools.perm.ru/modules/mylinks/viewcat.php? cid=12. Пермский школьный городской портал. (Содержит хорошую подборку интернет-ресурсов по биологии.)
http: //www. gnpbu. ru/web_resyrs/Estestv_nauki_2. htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darwin.narod.ru/. Электронные версии произведений Ч. Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
Содержание
[Подпись: Программа по биологии для 10 —11 классов общеобра¬]
зовательных учреждений. Базовый уровень (Г. М. Дым- шиц, О. В. Саблина) 3
Программа по биологии для 10 —11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень (О. В. Саблина, Г. М. Дымшиц)… 12
Литература для учителя… 32
Учебное издание
Дымшиц Григорий Моисеевич
Саблина Ольга Валентиновна
БИОЛОГИЯ
ПРОГРАММЫ
общеобразовательных учреждений
10—11 классы
Базовый и профильный уровни
Зав. редакцией Е. К. Липкина
Редактор Л. Н. Кузнецова
Художественный редактор Е. А. Михайлова
Компьютерная верстка и техническое редактирование
Е. А. Сиротинской
Корректор И. Н. Панкова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано
в печать с диапозитивов 17.04.09. Формат 60 X 90 /16' Бумага газетная.
Гарнитура SchoolBookC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 1,56.
Тираж 3000 экз. Заказ № .
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение».
127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
ОАО «Ивановская областная типография». 153008, г. Иваново,
ул. Типографская, 6. E-mail: 091-018@adminet.ivanovo.ru
[1] Транспаранты — прозрачные пленки формата А4.
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!