Рабочая программа по биологии 10 кл профиль

Рабочая программа

по биологии

10 класс

(профильный уровень)

 

Составитель рабочей программы:      Арзамасцева Л.Н., учитель биологи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа профильного изучения биологии в 10 классе составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования и пример­ной авторской программой Г.М. Дымшица, О.В. Саблиной  «Программа по биологии для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений», М.: «Просвещение», 2008.

Программа Г.М. Дымшица, О.В. Саблиной  «Программа по биологии для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений», М.: «Просвещение», 2008 соответствует требованиям подготовки учащихся к итоговой аттестации, представляет научную картину современного мира, сведения  о которой  изложены в логической последовательности и взаимосвязанности.

В 10-м классах данный предмет изучается на профильном уровне.

Согласно учебному плану МБОУ гимназии №7 на 2015 – 2016 учебный год рабочая программа преду­сматривает обучение биологии в 10а классе в объеме 3 часа в неделю 102 часа в год.

Основная цель курса:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменение природной среды под воздействием человека;

ü  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

ü  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

ü  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

ü  применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи

Обучения:  создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

ü  обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

ü  конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме  через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития:

ü  создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:  особое внимание обратить на развитие моторной памяти, критического мышления, 

ü  продолжить развивать у учеников уверенность в себе,

ü  закрепить умение  достигать поставленной цели.

 

Воспитания:

ü  способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей,

ü  продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

 

Программа реализуется на уроках разных типов. Используются уроки в форме лекций, дискуссий, семинаров.

Практико-ориентированный подход осуществляется через выполнение лабораторных работ, исследовательских, работы в группах. Программа предусматривает  работу по подготовке к ЕГЭ.

 

Используемые педагогические технологии:

Элементы:

— обучение в сотрудничестве,

— метод проектов,

— дифференцированный подход к обучению.

— информационно-коммуникативные методы,

— исследовательские методы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1.       

Введение

2

2

Раздел 1. Биологические системы: клетка. Организм. -56 часов

2.       

Молекулы и клетки 

12

12

3.       

Клеточные структуры и их функции 

10

10

4.       

Обеспечение клеток энергией 

8

8

5.       

Наследственная информация и реализация её в клетке  

12

12

6.       

Индивидуальное развитие и размножение организмов  

14

14

Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости – 42 часа

7.       

Основные закономерности явления наследственности 

18

18

8.       

Основные закономерности явления изменчивости 

12

12

9.       

Генетические основы индивидуального развития 

6

6

10.   

Генетика человека

6

6

 

Итоги курса (резервное время)

2

2

 

Всего

102

102

 

 

10 класс

Раздел  1.  Биология как наука. Методы научного познания (2 часа).

Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы. Многообразие организмов: систематические признаки царств.

Демонстрации:

ü  Портреты учёных;

ü  Схема «Связь биологии с другими науками»;

ü  Схема «Система биологических наук»;

ü  Схема «Уровни организации живой материи»;

ü  Схема «Свойства живой материи»;

ü  Схема «Царства живой природы».

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Русские биологи — нобелевские лауреаты.

ü  Связь организма со средой как необходимое условие существование живых организмов.

ü  Гомеостаз и защитно-приспособительные реакции.

ü  Организм как саморегулирующаяся система.

ü  Болезнь как следствие нарушения взаимоотношений организма и среды.

Раздел  2.  Биологические системы: клетка, организм  (56 часов).

Тема 1. Молекулы и клетки (12 часов, 2 лабораторные работы, 1 зачёт).

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория и её значение для развития биологии. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации:

ü  Элементарный состав клетки;

ü  Диаграмма «Распределение химических элементов в неживой природе»;

ü  Диаграмма  «Распределение химических элементов в живой природе»;

ü  Таблица « Строение молекулы белка»;

ü  Таблица «Строение молекулы РНК»;

ü  Таблица «Типы РНК»;

ü  Таблица «Удвоение молекулы ДНК»;

ü  Модель «Строение молекулы ДНК».

Лабораторные работы:

1.       Выявление белков, углеводов и липидов в биологических объектах.

2.       Ферментативная функция белков.

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  История создания клеточной теории.

ü  Что такое прионы.

ü  Что такое «белки теплового шока».

ü  Как была разгадана структура ДНК.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (10 часов, 2 лабораторные работы, 1 практическая работа, 1 зачёт).

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть, лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Опорно-двигательная система клетки. Клеточный центр. Органоиды движения: жгутики и реснички. Цитоскелет.

Рибосомы. Клеточные включения их роль в метаболизме.

Особенности строения клеток прокариотов.

Демонстрации:

ü  Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопов;

ü  Таблица «Строение эукариотической клетки»;

ü  Таблица «Строение растительной клетки»;

ü  Таблица «Строение животной клетки»;

ü  Схема «Строение прокариотической клетки».

Лабораторные работы:

3.       Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом, их изучение и описание.

4.       Физиологические свойства клеточной мембраны.

Практические работы:

1.       Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 часов, 2 практические работы).

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма, пластического и энергетического обмена.

Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Энергетический обмен. Расщепление полисахаридов – крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.

Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации:

ü  Таблица «Строение хлоропласта и митохондрии»;

ü  Схема «Пути метаболизма в клетке»;

ü  Схема «Фотосинтез».

Практические работы:

2.      Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

3.      Сравнение процессов брожения и дыхания.

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Что вращается в клетке: протон-зависимая АТФ-синтетаза — электрический мотор бактерий.

ü  Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.

ü  Фотодыхание.

Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке (12 часов, 1 зачёт)

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом. Генная инженерия.

Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации:

ü  Таблица «Строение вируса»;

ü  Таблица «Генетический код»;

ü  Схема «Биосинтез белка».

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Генетический код как язык программирования.

ü  Эволюция генетического кода: помехоустойчивость.

ü  Как победить рак.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (14 часов, 1 лабораторная работа, 4 практических работы, 1 зачёт)

Деление клеток прокариот и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации:

ü  Таблица «Митоз»;

ü  Схема «Способы бесполого размножения»;

ü  Таблица «Мейоз»;

ü  Таблица «Гаметогенез.  Строение яйцеклетки и сперматозоида»;

ü  Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»;

ü  Сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития;

ü  Модели эмбрионов ланцетника, лягушки и других животных;

ü  Таблица «Способы бесполого размножения»;

ü  Таблица «Метаморфоз беспозвоночных и позвоночных животных»;

ü  Схемы эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений;

ü  Таблица «Эмбриональное развитие позвоночных»;

ü  Схемы преобразования органов и тканей в филогенезе;

ü  Фотографии, таблицы и другой статистический материал, отражающие последствия воздействий факторов среды на развитие организмов и их потомства.

Лабораторные работы:

5.      Гаметогенез и начальные этапы онтогенеза.

Практические работы:

4.       Сравнение процессов митоза и мейоза.

5.       Сравнение процессов бесполого и полового размножения.

6.       Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных.

7.       Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы? Перспективы использования стволовых клеток.

ü  Сиамские близнецы.

ü  «Самурайская этика» клеток – апоптоз.

 

Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости (42 часа).

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (18 часов, 7 практических работ, 1 зачёт).

Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Генетическая терминология и символика. Работы Г. Менделя  (закономерности наследования и их цитологические основы). Гибридологический и другие методы изучения наследственности.

Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Закон Т. Моргана. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

Наследование, сцепленное с полом. Определение пола. Признаки, ограниченные полом.

Демонстрации:

ü  Таблица  и динамическое пособие «Моногибридное скрещивание и его цитологические основы»;

ü  Таблица и динамическое пособие «Дигибридное скрещивание и его цитологические основы»;

ü  Таблица «Сцепленное наследование»;

ü  Таблица «Неполное доминирование»;

ü  Таблица «Наследование, сцепленное с полом»;

ü  Динамическая модель «Перекрест хромосом»;

ü  Взаимодействие генов;

ü  Карты хромосом человека.

Практические работы:

1.      Составление схем скрещивания.

2.      Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.

3.      Решение задач на дигибридное скрещивание.

4.      Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков.

5.      Решение генетических задач на взаимодействие генов.

6.      Решение генетических задач на сцепленное наследование.

7.      Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Жизнь и творчество Г. Менделя;

ü  Судьба генетики в России.

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (12 часов,  3 практических работы, 1 зачёт).

Изменчивость – свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

Демонстрации:

ü  Примеры модификационной изменчивости;

ü  Примеры мутационной изменчивости;

ü  Таблица «Центры происхождения культурных растений»;

ü  Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости;

ü  Гербарный материал.

Практические работы:

1.      Выявление источников мутагенов в окружающей среде.

2.      Выявление изменчивости у особей одного вида.

3.      Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Жизнь и творчество Н. И. Вавилова.

ü  Динамический геном: мобильные генетические элементы.

ü  Сюрпризы митохондриального генома.

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (6 часов).

Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе.

Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.

Множественное действие генов. Летальные мутации.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Тема 9. Генетика человека (6 часов, 1 практическая работа).

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Демонстрации:

ü  Влияние алкоголизма, наркомании и курения на наследственность;

ü  Наследственные болезни человека;

ü  Родословные выдающихся представителей культуры;

ü  Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Практические работы:

18.  Составление родословных.

Примерные темы рефератов и докладов:

ü  Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.

ü  Молекулярная биология и история: расселение человека по Земле, происхождение аборигенов Америки.

ü  Перспективы лечения наследственных болезней.

Итоги курса (резервное время) – 2 часа

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников

средней (полной) общеобразовательной школы

В результате изучения биологии на профильном  уровне  ученик должен  знать / понимать:

ü  основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная теория наследственности, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции, Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В. И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства, биогенетического); закономерностей (изменчивости, сцепленного наследования, наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

ü  строение биологических объектов:  клетки (химический состав и строение),  генов и хромосом,  женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов, вида и экосистем (структуры);

ü  сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдалённых гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

ü  современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

ü  объяснять  роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез  в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;  отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

ü  устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

ü  решать биологические задачи разной сложности;

ü  составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

ü  описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей видов по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

ü  выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

ü  исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

ü  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,  экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления  (обмен веществ у растений и животных пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

ü  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде, этические  аспекты современных исследований в биологической науке;

ü  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и применять её в собственных исследованиях.

ü  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         грамотного оформления результатов биологических исследований;

·         обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

·         оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

·         определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

·         оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

профильного курса биологии 10 класс

 

№ п/п

Наименования разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки  прохождения

Введение  (2 часа)

1

1

Биология как наука с.4-8

1 -5 сентября

 

2

2

Методы познания живой природы с.4-8

1-5 сентября

 

Раздел 1. Биологические системы: клетка. Организм.

Тема 1. Молекулы и клетки  (12 часов)

3

1

История изучения клетки

7-12 сентября

 

4

2

Химический состав клетки. Макро-  и микроэлементы

7-12 сентября

 

5

3

Химический состав клетки. Неорганические вещества

7-12 сентября

 

6

4

Органические вещества, входящие в состав клетки. Биологические полимеры — белки

14-19 сентября

 

7

5

Биологические функции белков

14-19 сентября

 

8

6

Органические молекулы — углеводы

14-19 сентября

 

9

7

Органические молекулы — липиды

21-26 сентября

 

10

8

Биологические полимеры — нуклеиновые кислоты.

21-26 сентября

 

11

9

Нуклеиновые кислоты. РНК. АТФ

21-26 сентября

 

12

10

Лабораторная работа №1 «Обнаружение белков, углеводов, липидов и витаминов в биологических объектах» 

28-3 октября

 

13

11

Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

28-3 октября

 

14

12

Зачет по теме «Молекулы и клетки» 

28-3 октября

 

Тема 2. Клеточные структуры и их функции  (10 часов)

15

1

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана

12-17 октября

 

16

2

Одномембранные  органеллы клетки

12-17 октября

 

17

3

Двумембранные  органеллы клетки

12-17 октября

 

18

4

Немембранные органеллы клетки

19-24 октября

 

19

5

Клеточное ядро.

19-24 октября

 

20

6

Особенности строения растительной клетки

19-24 октября

 

21

7

Прокариотическая клетка

26-31 октября

 

22

8

Лабораторная работа №3 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных»

26-31 октября

 

23

9

Лабораторная работа  №4    «Физиологические свойства клеточной мембраны»

26-31 октября

 

24

10

Зачет  по теме «Клеточные структуры и их функции»

2 -7 ноября

 

Тема 3. Обеспечение клеток энергией  (8 часов)

25

1

Обмен веществ и превращения энергии в клетки

2 -7 ноября

 

26

2

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световая фаза.

2 -7 ноября

 

27

3

Темновая фаза фотосинтеза.

9-14 ноября

 

28

4

Хемосинтез

9-14 ноября

 

29

5

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена

9-14 ноября

 

30

6

Стадии энергетического обмена

23-28 ноября

 

31

7

Обобщающий урок по темам 1-3 «Молекулы и клетки»,  «Клеточные структуры и их функции», «Обеспечение клеток энергией»

23-28 ноября

 

32

8

Зачет по теме «Обеспечение клеток энергией»

23-28 ноября

 

Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке   (12 часов)

33

1

Генетическая информация в клетке.

30-5  декабря

 

34

2

Транскрипция. Генетический код

30-5  декабря

 

35

3

Биосинтез белков.

30-5  декабря

 

36

4

Регуляция транскрипции и трансляции

7-12 декабря

 

37

5

Решение задач на биосинтез белка

7-12 декабря

 

38

6

Репликация ДНК

7-12 декабря

 

39

7

Современные представления о строении гена

14-19 декабря

 

40

8

Строение хромосом

14-19 декабря

 

41

9

Генная инженерия

14-19 декабря

 

42

10

Строение вирусов

21-26декабря

 

43

11

Вирус иммунодефицита человека

21-26декабря

 

44

12

Зачет  по теме «Наследственная информация и реализации её в клетке»

21-26декабря

 

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов   (14 часов)

45

1

Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз

28-31 декабря -9 января

 

46

2

Фазы митоза

28-31 декабря -9 января

 

47

3

Мейоз, фазы мейоза 1.

11-16 января

 

48

4

Мейоз, фазы мейоза 2

11-16 января

 

49

5

Образование половых клеток

11-16 января

 

50

6

Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных

18-23 января

 

51

7

Размножение организмов

18-23 января

 

52

8

Онтогенез. Эмбриональное развитие

18-23 января

 

53

9

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

25-30 января

 

54

10

Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организма

25-30 января

 

55

11

Постэмбриональный период развития

25-30 января

 

56

12

Лабораторная работа №5 «Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки»

2-7 неделя февраля

 

57

13

Лабораторная работа №6 «Митоз в клетках корешка лука»

2-7 неделя февраля

 

58

14

Зачет по теме «Индивидуальное развитие и размножение»

2-7 неделя февраля

 

Раздел 2. Основные закономерности наследственности и изменчивости.

 Тема 6. Основные закономерности явления наследственности  (18 часов)

59

1

Основные закономерности явления наследственности. Генетическая символика

9-14 февраля

 

60

2

Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя

9-14 февраля

 

61

3

Второй закон Менделя. Анализирующее скрещивание

9-14 февраля

 

62

4

Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание.

16-21 февраля

 

63

5

Дигибридное и полигибридное скрещивание

16-21 февраля

 

64

6

Практикум по решению задач на  дигибридное и полигибридное скрещивание

16-21 февраля

 

65

7

Взаимодействие аллельных генов

2-7 марта

 

66

8

Практикум по решению задач на  взаимодействие аллельных генов

2-7 марта

 

67

9

Взаимодействие неаллельных генов

2-7 марта

 

68

10

Статистическая природа генетических закономерностей

9-14 марта

 

69

11

Наследование сцепленных генов

9-14 марта

 

70

12

Картирование хромосом §34

9-14 марта

 

71

13

Сцепленное с полом наследование §35

16-21 марта

 

72

14

Основные положения хромосомной теории наследственности§35

16-21 марта

 

73

15

Практикум по решению задач на сцепленное с полом наследование

16-21 марта

 

74

16

Лабораторная работа №7 «Решение генетических задач»

23-28 марта

 

75

17

Лабораторная работа №8 «Решение генетических задач»

23-28 марта

 

76

18

Зачет по теме  «Основные закономерности явления наследственности»

23-28 марта

 

Тема 7. Основные закономерности явления изменчивости  (12 часов)

77

1

Комбинативная изменчивость

30-4 апреля

 

78

2

Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации

30-4 апреля

 

79

3

Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации

30-4 апреля

 

80

4

Геномные  мутации

13-18 апреля

 

81

5

Цитоплазматическая наследственность

Причина возникновения мутаций

13-18 апреля

 

82

6

Взаимодействие генотипа и среды

13-18 апреля

 

83

7

Модификационная изменчивость

20-25 апреля

 

84

8

Модификационная изменчивость

20-25 апреля

 

85

9

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости

20-25 апреля

 

86

10

Лабораторная работа №9 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

27- 2 мая

 

87

11

Обобщение материала по темам «Основные закономерности явления наследственности», «Основные закономерности явлений изменчивости»

27- 2 мая

 

88

12

Зачет по теме   «Основные закономерности явлений изменчивости»

27- 2 мая

 

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития  (6 часов)

89

1

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

4-9 мая

 

90

2

Перестройка генома в онтогенезе

4-9 мая

 

91

3

Проявление генов онтогенезе

4-9 мая

 

92

4

Иммуноглобулиновые гены у млекопитающих

11-16 мая

 

93

5

Наследование дифференцированного состояния клеток

11-16 мая

 

94

6

Генетические основы поведения

11-16 мая

 

Тема 9. Генетика человека (6 часов)

95

1

Доминантные и рецессивные гены человека. Методы изучения генетики человека

18-23 мая

 

96

2

Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни.

18-23 мая

 

97

3

Картирование хромосом человека

18-23 мая

 

98

4

Лабораторная работа №10 «Составление родословных и их анализ»

 

25-30 мая

 

99

5

Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

25-30 мая

 

100

6

Итоги курса

25-30 мая

 

Резервное время – 2 часа

101

 

 

 

 

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список лабораторных  работ по курсу «Биология. 10 класс»

 



Лабораторные работы

Сроки проведения

Скорректированные сроки

1

Обнаружение белков, углеводов, липидов и витаминов в биологических объектах

28-3 октября

 

2

Каталитическая активность ферментов в живых тканях

28-3 октября

 

3

Лабораторная работа №3 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных»

26-31 октября

 

4

Лабораторная работа  №4    «Физиологические свойства клеточной мембраны»

26-31 октября

 

5

Лабораторная работа №5 «Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Начальные стадии дробления яйцеклетки»

2-7 неделя февраля

 

6

Лабораторная работа №6 «Митоз в клетках корешка лука»

2-7 неделя февраля

 

7

Лабораторная работа №7 «Решение генетических задач»

23-28 марта

 

8

Решение генетических задач

23-28 марта

 

9

Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой

27- 2 мая

 

10

Составление родословных и их анализ

25-30 мая

 

 

 

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

1.      Литература.

Основная и дополнительная учебная:

П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень, часть 1. М.: Просвещение, 2012.

П. М. Бородин, Л. В. Высоцкая, Г. М. Дымшиц. Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень, часть 2. М.: Просвещение, 2012.

Учебные и справочные пособия:

Айла Ф., Кайгер Д. Современная генетика. В 3 т. М.: Мир, 1987.

Аксёнов Г. П. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М.: Современник, 1993.

Аксёнова М., Володин В. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. М.: Аванта+, 2007.

Беркенблит М. Б., Глаголев С. М., Голубева М. В. Биология в вопросах и ответах. М.: МИРОС, 1993.

Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10 – 11 классов средней школы. М.: Наука, 1996.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. 3 т. М: Мир, 1991.

Исмаилова С. Т. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. М.: Аванта+, 1996.

Калинова Г. С. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2012. Биология. М.: Интеллект-Центр, 2012.

Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. 10 – 11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

Лемеза Н. А., Морозик М. С. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. Минск: ИП «Экоперспектива», 2000.

Лернер Г. И. Биология. Репетитор. ЕГЭ 2010. М.: Эксмо, 2009.

Лернер Г. И. Биология. Тематические тренировочные задания. ЕГЭ 2010. М.: Эксмо, 2009.

Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. 2 т. М: Мир, 1990.

Флиндт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

Чебышев Н. В., Кузнецов С. В., Зайчикова С. Г. Биология. 2 т. М.: Новая Волна, Оникс, 2000.

Энхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. – М. Прогресс, 1988.

Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1998.

Учебно-методическая:

Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Биология. М.: Дрофа, 2007.

Калинова Г. С., Мягкова А. Н. Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10 – 11 классы. М.: Вентана-Граф, 2012.

Максимов Г. В., Степанов В. И., Василенко В. Н. Сборник задач по генетике. М.: Вузовская книга, 2001.

Модестов С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. СПб: Акцидент, 1998.

Пуговкин А. П., Пуговкина Н. А., Михеев В. С. Практикум по общей биологии  10 – 11. М.: Просвещение, 2002.

ü  Шалапенок Е. С., Камлюк Л. В.,  Лисов Н. Д. Тесты по биологии. М.: Айрис-пресс, 2002.

2.      Цифровые образовательные ресурсы:

ü  Диски издательства «Дрофа»

ü  Диски 1С: Школа:

·         Основы общей биологии.

·         Животные.

·         Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

·         Экология.

ü  Диски серии «Биология в школе», издательство «Новый диск»:

·         Организация жизни.

·         Функции и среда обитания животных.

·         Растительный мир.

3.      Приборы и оборудование согласно перечню в кабинете биологии

 

 

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!