Рабочая программа по биологии профильный уровень на 3 часа в неделю 11 класс к учебнику П.М. Бородина

Рабочая программа по биологии 11"А" класс 

(профильный уровень)

 

Составитель рабочей программы:      Арзамасцева Л.Н., учитель биологии

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Профильный уровень (Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов /авт.-сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова / М.: Вентана-Граф, 2009). Также использованы Программы по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. (авторы О.В. Саблина, Г.М. Дымшиц) (Программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. – М., Просвещение, 2009), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа ориентирована на учебник «Общая биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. В двух частях » 11-е издание, Бородин П. М., Высоцкая Л. В., Дымшиц Г. М. и др. / Под ред. Шумного В. К., Дымшица Г. М., М.: Просвещение, 2014.

При выборе данного профильных УМК руководствовались следующим критериями:

— линия доработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования. Учебник для 10—11 классов (в двух частях) успешно прошёл экспертизу и включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;

— учебник углублённого уровня содержания образования создан на основе широко известного учебника под редакцией В. К. Шумного, Г. М. Дымшица и А. О. Рувинского. Учебник выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями ФГОС. Ориентирован на учащихся биологических, медицинских, психологических и экологических классов. Выходит в двух частях. В состав учебно-методического комплекта входит также практикум по общей биологии, содержащий лабораторные и практические работы, задачи и тесты;

— содержание учебника соответствует современному состоянию биологии и учитывает её последние достижения.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания. Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды. Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно быть сформировано биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.

Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования, в соответствии с которыми на изучение курса биологии выделяется 204 ч, в том числе, в 10 классе — 102 ч (3 ч в неделю), в 11 классе — 102 ч (3 ч в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

 освоение системы биологических знаний:

 

основных биологических теорий, идей и принципов, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии), о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

 ознакомление с методами познания природы:

 

исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке;

 овладение умениями:

 

характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию, пользоваться биологической терминологией и символикой; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе:

 

знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

 воспитание:

 

убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;

 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью, выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

 приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера) на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

 

При изучении общей биологии рекомендуется обращать особое внимание на то, что живая материя — это особая форма движения материи во Вселенной, управляемая законами, несводимыми к законам физики. Функционирование живой материи принципиально невозможно описать уравнениями на основе знания только физических и химических закономерностей. Живое отличается от неживого возникновением, а также хранением, передачей и развертыванием информации. Оперирование огромными объемами информации возможно только благодаря наличию многоуровневых иерархически устроенных управляющих систем, своего рода компьютеров со своими носителями данных, языками программирования, переключением программ. Понимание этой сложности живой материи должно сопровождаться и пониманием того, что глубокое изучение ее возможно только с использованием научных методов и достижений разных наук — физики, химии, математики, информатики. Желательно провести сравнение научного метода познания живой природы и ненаучных способов отражения действительности (например, искусства). При этом следует донести до учащихся понимание того, что эти два способа познания мира не исключают и не заменяют, а дополняют друг друга. При этом следует четко понимать, что предметом естественных наук является умопостигаемое, тогда как содержание произведений искусства постигается эмоциями. Следует уделить внимание роли гипотезы в развитии биологии. Необходимо обратить внимание на то, что некоторые биологические явления (возникновение жизни, макроэволюционные события) невозможно наблюдать непосредственно, поэтому их приходится реконструировать и проверять косвенными методами. Описание лабораторных работ, темы которых приводятся ниже, дано в «Практикуме по общей биологии». Из приводимых тем лабораторных работ учитель может выбирать те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. По некоторым темам (приспособление организмов к условиям обитания, палеонтология, экология и др.), для которых нет или мало доступных для школьников методик, в качестве лабораторных работ можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий — плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Часть рекомендуемых демонстраций может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и т. п. Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. Кроме докладов, посвященных научным проблемам и фактам, рекомендуется проведение докладов (возможно, в виде конференции совместно с преподавателями истории), посвященных истории науки и великим ученым. Желательно обсудить судьбу биологических наук в России, сессию ВАСХНИЛ 1948 г., роль Т. Д. Лысенко.

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен знать /понимать

 основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

 строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов;

одноклеточных и многоклеточных организмов; сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов;

 современную биологическую терминологию и символику;

 

уметь

 объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;

 устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; решать задачи разной сложности по биологии;

 составлять схемы скрещивания;

 описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, готовить и описывать микропрепараты;

 выявлять приспособления организмов к среде обитания; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

 сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; делать выводы на основе сравнения;

 анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

 осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

 грамотного оформления результатов биологических исследований;

 обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

 оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

 оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 

Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижении гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных средств, умение импровизировать. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства ( в том числе и от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создание собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога

Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с химией — химический состав клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств; физикой – механическое движение, законы Ньютона, сила упругости, сила трения, доза излучения и биологическая защита.

Программа реализуется на уроках разных типов. Используются уроки в форме лекций, дискуссий, семинаров.

Практико-ориентированный подход осуществляется через выполнение лабораторных работ, исследовательских, работы в группах. Программа предусматривает  работу по подготовке к ЕГЭ.

 

Используемые педагогические технологии:

Элементы:

— обучение в сотрудничестве,

— метод проектов,

— дифференцированный подход к обучению.

— информационно-коммуникативные методы,

— исследовательские методы

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Раздел 3. Эволюция органического мира -60 часов

1.       

Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии 

10

8

2.       

Тема 11. Механизмы эволюции

28

28

3.       

Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле

10

8

4.       

Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез

10

8

5.       

Тема 14. Селекция и биотехнология

8

8

Раздел 4. Организмы в экологических системах – 30 часов

6.       

Тема 15. Организмы и окружающая среда

14

12

7.       

Тема 16. Сообщества и экосистемы

12

10

8.       

Тема 17. Биосфера

6

5

9.       

Тема 18. Биологические основы охраны природы

4

3

10.

Повторение ключевых тем курса

0

12

11.

Итоги курса (резервное время)

3

0

 

Всего

105

102

 

 

В авторскую программу внесены изменения, требующие адаптации программы к учебному плану гимназии. В этих целях на изучение профильного курса общей биологии выделено 102 часа в год, а не 105 часов, как в авторской программе.

А так же, в связи с подготовкой к ГИА и необходимостью выделения времени на повторение ключевых тем курса, произведено сокращение часов на изучение учебного материала отдельных тем, путём объединения общих тем уроков. Данное объединение высвободило 12 часов на повторение. Совместно изучаются следующие темы:

¾    в теме 1 "Возникновение и развитие эволюционной биологии" объединены темы " Эмбриональные доказательства эволюции  и молекулярные доказательства эволюции ", т.к. по данным вопросам учащиеся имеют определенную базу и они легко воспринимаются;

¾    в теме: " Возникновение и развитие жизни на земле " объединены близкие по смысловому значению темы уроков:

·         " Сущность жизни. Определения живого.  Гипотезы возникновения жизни "

·         " Современное представление о зарождении жизни.  Атмосфера древней земли.  Абиогенный синтез органических веществ";

·         " Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании системы обратной связи ";

·         " Образование и эволюция биологических мембран.  Образование первичных гетеротрофов ";

·         " Разнообразие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое и  кайнозое "

 

¾    в теме: " Возникновение и развитие человека — антропогенез " объединены темы уроков, дополняющие друг друга " Первые представители рода Homo.  Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека ";

 

При отсутствии оборудования или живого материала в виду сезонной неактивности животных, лабораторные работы проводятся с использованием виртуального материала.

Содержание учебной дисциплины

11 класс

(102 ч, 3 ч в неделю; 12 ч — резервное время)

Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (60 ч)

Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (8 ч)

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. Демонстрации Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.

Тема 11. Механизмы эволюции (28 ч)

Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции. Демонстрации Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции — дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.

Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов. Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция).

Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез (8 ч)

Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников).

Тема 14. Селекция и биотехнология (8ч)

Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции. Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: методы селекции; селекцию растений и животных; успехи селекции; исследования в области биотехнологии.

Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (30 ч)

Тема 15. Организмы и окружающая среда (12 ч)

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы.

Тема 16. Сообщества и экосистемы (10 ч)

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».

Тема 17. Биосфера (5 ч)

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.

Тема 18. Биологические основы охраны природы (3 ч)

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация. Демонстрации Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».

Примерный список лабораторных работ

1. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.

2. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых).

3. Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).

4. Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах.

5. Воздействие человека на водную среду и берега водоемов (полевая работа).

6. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

7. Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

8. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

 

Примерные темы для изготовления наглядных пособий (схемы, плакаты, стенгазеты)

1. Биотехнологии и их применение в селекции микроорганизмов, растений и животных.

2. Многообразие приспособлений к среде обитания у растений и животных.

3. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию.

4. Сравнение процессов симпатрического и аллопатрического видообразования.

5. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

6. Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции.

7. Ароморфозы у растений и животных.

8. Идиоадаптации у растений и животных.

9. Приспособление животных и растений к влиянию различных экологических факторов.

10. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей).

11. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.

 

Примерные темы экскурсий

1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

2. Изменчивость организмов (окрестности школы).

3. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы, местный краеведческий музей, зоопарк).

4. Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

5. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

6. Изменчивость у животных (жуки, бабочки) (коллекции краеведческого музея).

 

Примерные темы дискуссий

1. Различные гипотезы возникновения жизни на Земле (А. И. Опарин, Дж. Холдейн, В. И. Вернадский, С. Аррениус).

2. Трансгенез — опасность реальная или мнимая?

3. Клонирование человека как этическая проблема.

4. Можно ли предотвратить глобальную экологическую катастрофу? (Спасет ли нас Киотский протокол?)

 

Примерные темы рефератов и докладов

1. Жизнь в экстремальных условиях (экстремофильные археи).

2. Что такое прионы.

3. Как была разгадана структура ДНК.

4. Эволюция генетического кода: помехоустойчивость.

5. Что такое «белки теплового шока».

6. Что вращается в клетке: протон-зависимая АТФсинтаза — электрический мотор бактерий.

7. Хемоавтотрофные животные — вестиментиферы.

8. Фотодыхание.

9. Динамичный геном: мобильные генетические элементы.

10. Знаменитые овечки Долли и Полли.

11. Трансгенные растения.

12. Сможет ли человек восстанавливать «испорченные» или утраченные органы? Перспективы использования стволовых клеток.

13. «Самурайская этика» клеток — апоптоз.

14. Сиамские близнецы.

15. Как «нокаутируют» гены.

16. Направленный мутагенез.

17. Трансгенные животные. Для чего они нужны?

18. Сюрпризы митохондриального генома.

19. Молекулярная биология и криминалистика: как идентифицировали останки царской семьи.

20. Молекулярная биология и история: расселение человека по Земле, происхождение аборигенов Америки.

21. Как победить рак.

22. Перспективы лечения наследственных болезней.

23. Что может естественный отбор: удивительные приспособления у орхидей, насекомых и птиц.

24. Родословное древо всего живого: результаты молекулярно-генетических исследований.

25. Как изменился климат на Земле за 4,5 миллиарда лет.

26. Существует ли внеземная жизнь?

27. Роль симбиоза в эволюции.

28. Что такое геномика.

 

29. Глобальные катастрофы в истории Земли.

30. Меловой экологический кризис: удар из космоса или вулканическое извержение?

31. Животный мир вендского периода.

32. Первопроходцы суши.

33. Первые завоеватели воздуха.

34. Живые ископаемые.

35. Археоптерикс.

36. Молекулярная палеонтология.

37. Чем обезьяна отличается от человека.

38. «Митохондриальная Ева»: молекулярная биология и происхождение человека.

39. Как жил неандертальский человек.

40. Маугли — сказка и реальность.

41. Культурные растения и их дикие предки.

42. «Зеленая революция».

43. Почему надо сохранять биоразнообразие.

44. Животные, уничтоженные человеком.

 

Примерные темы докладов на исторические темы

1. «Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина.

2. Эволюция эволюционных идей.

3. Жизнь и творчество Ж. Б. Ламарка.

4. Жизнь и творчество Л. Пастера.

5. Жизнь и творчество Г. Менделя.

6. Жизнь и творчество Ч. Дарвина.

7. Кругосветное путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль».

8. Жизнь и творчество Н. И. Вавилова.

9. Судьба генетики в России.

10. Русские биологи — нобелевские лауреаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков биологии (профильный уровень)  11 класс





Тема занятий

Сроки

Скорректированные сроки

ТЕМА 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии.  8 часов

1

1.1

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. §52

Сентябрь 5-9

 

2

1.2.

Жизнь и труды Ч.Дарвина. Основные принципы  эволюционной теории Ч. Дарвина §53

Сентябрь 5-9

 

3

1.3.

Формирование синтетической теории эволюции.

Работы С.С. Четверикова и И.И. Шмальгаузена §53, часть II

Сентябрь 5-9

 

4

1.4.

Палеонтологические доказательства эволюции  § 54

Сентябрь 12-16

 

5

1.5.

Биогеографические  доказательства эволюции  § 55

Сентябрь 12-16

 

6

1.6.

Сравнительно – анатомические доказательства эволюции  §56

Сентябрь 12-16

 

7

1.7.

Эмбриональные доказательства эволюции  и молекулярные доказательства эволюции  § 57

Сентябрь 19-23

 

8

1.8

Обобщение темы " Возникновение и развитие эволюционной биологии "

Сентябрь 19-23

 

Тема 11. Механизм эволюции   28 часов

9

2.1.

Популяция — элементарная единица эволюции§58

 

Сентябрь 19-23

 

10

2.2.

Внутривидовая изменчивость §58

Сентябрь 26-30

 

11

2.3.

Л/р 1  Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).

§ 58

Сентябрь 26-30

 

12

2.4.

Генетическая структура популяций  §59

Сентябрь 26-30

 

13

2.5.

Уравнение и закон Харди — Вайнберга §59

Октябрь 3-7

 

14

2.6.

л/р №2 " Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек "  § 59

Октябрь 3-7

 

15

2.7.

Мутации как источник генетической изменчивости  § 60

Октябрь 3-7

 

16

2.8.

Роль хромосомных и геномных мутаций в эволюции  § 60

Октябрь 17-21

 

17

2.9.

Случайные процессы в популяциях.  §61

Октябрь 17-21

 

18

2.10.

Популяционные волны §61

Октябрь 17-21

 

19

2.11.

Дрейф генов как фактор эволюции  §62

Октябрь 24-28

 

20

2.12.

Борьба за существование  §63

Октябрь 24-28

 

21

2.13.

Естественный отбор  — направляющий фактор эволюции.  § 64

Октябрь 24-28

 

22

2.14.

Формы естественного отбора.

§ 65  Половой отбор.  §66

Октябрь-ноябрь

31- 4

 

23

2.15.

Адаптация – результат естественного отбора  § 67

Октябрь-ноябрь

31- 4

 

24

2.16.

Миграции как фактор эволюции  §68

Октябрь-ноябрь

31- 4

 

25

2.17.

Понятие  вида § 69

Ноябрь 7-11

 

26

2.18

Критерии вида § 69

Ноябрь 7-11

 

27

2.19.

л/р №3 " Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых)"

Ноябрь 7-11

 

28

2.20.

Пути  видообразования §70

 

Ноябрь 14-18

 

29

2.21.

Аллопатрическое и  симпатрическое видообразование  § 71

Ноябрь 14-18

 

30

2.22.

Микро- и макроэволюция § 71

Ноябрь 14-18

 

31

2.23.

Механизмы макроэволюции  §72

Ноябрь-декабрь 28-02

 

32

2.24.

Генетическое онтогенетическое разнообразие

Ноябрь-декабрь 28-02

 

33

2.25.

Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм  §73

Ноябрь-декабрь 28-02

 

34

2.26.

Ароморфозы, Идиоадаптации, общая дегенерация  § 74

Декабрь 05-10

 

35

2.27

Единое древо жизни – результат эволюции  §75

Декабрь 05-10

 

36

2.28.

К/Р №1 «Эволюционная теория»

Декабрь 05-10

 

ТЕМА 12 «Возникновение и развитие жизни на земле»  8 часов

37

3.1.

Сущность жизни. Определения живого.  Гипотезы возникновения жизни §76

Декабрь 12-16

 

38

3.2.

Опыты Ф. Реди и Л. Пастера

Декабрь 12-16

 

39

3.3.

Современное представление о зарождении жизни.  Атмосфера древней земли.  Абиогенный синтез органических веществ.§77

Декабрь 12-16

 

40

3.4.

Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании системы обратной связи

Декабрь 19-23

 

41

3.5.

Образование и эволюция биологических мембран.  Образование первичных гетеротрофов.§78

Декабрь 19-23

 

42

3.6.

Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии.§79

Декабрь 19-23

 

43

3.7.

Изменение климата Земли. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое Симбиотическая теория образования эукариот. вспышка разнообразия животных в конце протерозоя §80

Декабрь 26-30

 

44

3.8.

Разнообразие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозое и  кайнозое §81

Декабрь 26-30

 

ТЕМА № 13 Возникновение и развитие человека — антропогенез  8 часов

45

13.1.

Место человека в системе животного мира.  Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян §82

Декабрь 26-30

 

46

13.2

Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека.  Австралопитеки §83

Январь 11-14

 

47

13.3

Первые представители рода Номо  Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека  Кроманьонцы §84-86

Январь 11-14

 

48

13.4

Биологические факторы эволюции человека §87

Январь 11-14

 

49

13.5

Социальные факторы эволюции человека –мышление. Речь. Трудовая деятельность Роль социальной среды в формировании человека.§87

Январь 16-21

 

50

13.6

Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека §87

Январь 16-21

 

51

13.7

Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расизма §88

Январь 16-21

 

52

13.8

к/р №2 «Развитие жизни на земле. Антропогенез.»

Январь 23-28

 

Тема 14.  Селекция и биотехнология — 8 часов

53

14.1

Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. §89

Январь 23-28

 

54

14.2

Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор §90

Январь 23-28

 

55

14.3

Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. §90

Январь -февраль

30-04

 

56

14.4.

Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений.§90

Январь -февраль

30-04

 

57

14.5.

Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.§91

Январь -февраль

30-04

 

58

14.6.

Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.§91

Февраль 06-11

 

59

14.7.

Крупномасштабная селекция животных.  Успехи селекции §91

Февраль 06-11

 

60

14.8.

к/р №3 " Селекция и биотехнология "

Февраль 06-11

 

ТЕМА № 15 "Организм и окружающая среда" — 12 часов

61

15.1

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы §92

Февраль 13-18

 

62

15.2

Общие закономерности влияния факторов на организм §92

Февраль 13-18

 

63

15.3

Закон толерантности. Закон оптимума. Закон минимума §92

Февраль 13-18

 

64

15.4

Биологические ритмы. Фотопериодизм. Приспособленность и ее относительность §93

Февраль-март

27-04

 

65

15.5

Популяция как природная система §94

Февраль-март

27-04

 

66

15.6

Структура популяции §95

Февраль-март

27-04

 

67

15.7.

Динамика популяций § 96

Март 06-11

 

68

15.8.

Жизненные стратегии §96

Март 06-11

 

69

15.9

Вид как система популяций §97

Март 06-11

 

70

15.10

Экологическая ниша § 98

Март 13-18

 

71

15.11.

Жизненные формы §98

Март 13-18

 

72

15.12.

к/р №4 "  Организм и окружающая среда  "

Март 13-18

 

ТЕМА № 16 «Сообщества и экосистемы»  10 часов

73

16.1

Сообщество, Экосистема, Биоценоз, Биогеоценоз §99

Март 20-15

 

74

16.2

Компоненты экосистемы л/р № 4 «Изучение разнообразия местных почвенных членистоногих в разных экосистемах»

Март 20-15

 

75

16.3

Энергетические связи. §100

Март 20-15

 

76

16.4

Трофические сети. Правило  экологической пирамиды §100

Март 27-31

 

77

16.5

Межвидовые и межпопуляционные взаимоотношения в экосистемах Конкуренция, Симбиоз, Альтруизм§101.

Март 27-31

 

78

16.6

Пространственная структура экосистем §102

Март 27-31

 

79

16.7

Динамика экосистем. стадии развития экосистем  Сукцессии. §103

Апрель 03-08

 

80

16.8

л/р №5 " Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)."

Апрель 03-08

 

81

16.9

Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы

Апрель 03-08

 

82

16.10

л/р №6 " Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)."

Апрель 17-22

 

Тема №17 "Биосфера" — 5 часов

83

17.1

Структура биосферы.Учение В.И. Вернадского о биосфере  §105

Апрель 17-22

 

84

17.2

Биомы  §105

Апрель 17-22

 

85

17.3

Живое вещество и биохимические круговороты в биосфере  §106

Апрель 24-29

 

86

17.4

Биосфера и человек.  Глобальные антропогенные изменения в биосфере  §107

Апрель 24-29

 

87

17.5

л/р № 7 « Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоёмов (полевая работа)»

Апрель 24-29

 

Тема №18 «Биологические основы охраны природы»  3часа

88

18.1

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов  § 108

Май 01-06

 

89

18.2

Сохранение генофонда и реинтродкуция.     Сохранение экосистем.§109

Май 01-06

 

90

18.3

л/р №8 " Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)".  Биологический мониторинг и  биоиндикация.

Май 01-06

 

ТЕМА № 19 Повторение ключевых тем курса-  12 часов

91-102

19.1-3

Эволюция органического мира

Май 08-13

 

 

19.4-5

Механизмы эволюции

Май 08-13

 

 

19.6-8

Возникновение и развитие жизни на Земле

Май 15-22

 

 

19.9

Возникновение и развитие человека — антропогенез

Май 15-22

 

 

19.10

Селекция и биотехнология

Май 15-22

 

 

19.11

Организмы и окружающая среда

Май 24-27

 

 

19.12

Биологические основы охраны природы

Май 24-27

 

Итого:

102 часа

 

 

 

Список лабораторных работ



Тема

дата

скоррект. дата

1

 Выявление изменчивости у особей одного вида (гербарные образцы, наборы семян, коллекции насекомых и т. п.).

Сентябрь 26-30

2

Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек.

Октябрь 3-7

3

Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (гербарии, коллекции насекомых).

Ноябрь 7-11

4

 Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в различных экосистемах;

Март 20-15

5

 Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

Апрель 03-08

6

Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений).

Апрель 17-22

7

 Воздействие человека на водную среду и загрязнение берегов водоёмов (полевая работа);

Апрель 24-29

8

 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Май 01-06

 

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

График контрольных работ



Тема

дата

скоррект. дата

1

«Эволюционная теория»

Декабрь 05-10

2

 «Развитие жизни на земле. Антропогенез.»

Январь 23-28

3

" Селекция и биотехнология "

Февраль 06-11

4

"  Организм и окружающая среда  "

Март 13-18

 

Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:

1.      Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

2.      Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ — М.: Просвещение, 2008, — 143 с.

3.      Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004-2012.

4.      В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.

5.      Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

6.      А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

Литература для учителя:

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.
Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.
Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

 

Литература для учащихся:

Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006.
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.
Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

 

 

 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!