ЕГЭ часть В раздел "Биология-наука о живой природе"

ЕГЭ часть В
Раздел I. Биология — наука о живой природе
В1. Укажите ученых, которые внесли вклад в развитие клеточной теории.
А) Р. Вирхов
Б) В. Вернадский
В) Т. Шванн
Г) Г. Мендель
Д) М. Шлейден
Ё) Т. Морган    
В2. Установите соответствие между закономерностью и фамилией ученого, который ее установил.
Фамилия ученого
А) Г. Мендель
Б) Т. Морган
Закономерность    
1) гибриды первого поколения единообразны    
2) в пределах одной хромосомы гены образуют группу сцепления
3) в хромосоме гены расположены линейно
4) гибриды первого поколения при дальнейшем размножении расщепляются
5) частота кроссинговера, происходящего в мейозе, пропорциональна расстоянию между генами в хромосоме
6) расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар генов    
ВЗ. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством.
Свойство
А) способность к росту и развитию
Б) обмен веществ и энергии
Характеристика        
1) использование внешних источников энергии в виде пищи и света
2) увеличение размеров и массы
3) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития
4) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции
5) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма
6) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта
 
В 4.  Установите соответствие между характеристикой и уровнем организации, к которому она относится.
 
Характеристика
1) состоит из биологических макромолекул
2) элементарной единицей уровня служит особь
3) возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций
4) с этого уровня начинаются процессы передачи наследственной информации
5) с этого уровня начинаются процессы обмена веществ и энергии    
6) особь рассматривается от момента зарождения до момента прекращения существования         
Уровень организации
А) молекулярный Б) организменный
 
В5.  Расположите этапы исторического изучения клетки в хронологическом порядке.  
А) создание электронного микроскопа
Б) описание клеточного ядра
В) изобретение светового микроскопа
Г) основные постулаты клеточной теории
Д) введение понятия «клетка»
Е) открытие клеточного деления
Раздел II. Клетка как биологическая система
В6. Укажите, в чем заключается значение фотосинтеза.
А) обогащение атмосферы кислородом
Б) обогащение почвы солями азота
В) расщепление биополимеров до мономеров
Г) окисление органических веществ до углекислого газа и воды    :
Д) обеспечение живых организмов энергией
Е) обеспечение живых организмов органическими веществами
В7. Укажите примеры взаимосвязи биосинтеза белка и окисления органических веществ.
A) биосинтез белка происходит в рибосомах
Б) в процессе биосинтеза образуются органические вещества, которые используются в ходе окисления
B) в процессе биосинтеза образуются ферменты, ускоряющие реакции окисления
Г) в процессе окисления органических веществ освобождается энергия, расходующаяся на биосинтез
Д) в процессе фотосинтеза используется энергия солнечного света
Е) через плазматическую мембрану в клетку поступает вода
В8. Укажите функции, которые выполняют белки в клетке.
A) они придают клетке упругость
Б) транспортная    
B) регуляторная    
Г) они являются растворителями    
Д) каталитическая
Е) белки — поставщики эндогенной воды
В9. Укажите вещества, входящие в состав молекулы РНК.
А) пентоза дезоксирибоза
Б) пентоза рибоза
В) азотная кислота
Г) фосфорная кислота
Д) азотистые основания: А, Т, Г, Ц
Е) азотистые основания: А, У, Г, Ц    
B10. Укажите последовательные этапы, из которых складывается энергетический обмен.
A) трансляция
Б) подготовительный этап
B) транскрипция
Г) биологическое окисление (дыхание)
Д) бескислородное окисление (гликолиз)
Е) образование комплекса рибосом и-РНК
В11. Укажите процессы, которые протекают в период интерфазы.
А) клетка активно синтезирует органические вещества
Б) формируются новые ядра у полюсов клетки
В) центриоли клеточного центра расходятся к полюсам клетки
Г) в клетке увеличивается количество всех органоидов
Д) удвоениё ДНК — редупликация
Е) нити веретена деления соединяются с центромерами хромосомы и перемещают их в экваториальную зону клетки    
В12. Укажите, в чем заключается биологическое значение митоза.
A) в увеличении числа клеток, обеспечивающем рост отдельных органов и всего орга¬низма    
Б) в образовании гаплоидных клеток (гамет и спор) в жизненном цикле организмов
B) в обеспечении строго равномерного распределения хромосом
Г) в достижении огромного генетического разнообразия гамет и спор
Д) в случайном распределении между клетками гомологичных хромосом и обмене их уча¬стками
Е) в размножении (у одноклеточных организмов) и регенерации отдельных органов (у растений при вегетативном размножении)
В13. Укажите вещества, относящиеся к полимерам.
А) АТФ    
Б) крахмал
В) глюкоза
Г) белки    
Д) ДНК
Е) сахароза
В14. Укажите характеристики кроссинговера    
А) он происходит в процессе митоза    
Б) он происходит в процессе мейоза
В) он происходит в профазе первого деления мейоза
Г) он происходит в профазе второго деления мейоза
Д) он проявляется в обмене идентичными участками гомологичных хромосом
Е) он заключается во временном попарном сближении гомологичных хромосом    
В15. Установите соответствие между процессом и способом деления, к которому он относится.
 
Процесс    .    
1) происходят два следующих друг за другом деления
2) происходит одно деление, состоящее из четырех фаз
3) образуются две дочерние клетки, идентичные материнской
4) образуются четыре гаплоидные клетки
5) к полюсам клетки расходятся и гомологичные хромосомы, и хроматиды
6) к полюсам клетки расходятся только хроматиды
Способ деления
А) митоз Б) мейоз
 
В16. Установите соответствие между характеристикой химического свойства и веществом, к которому он относится.
Характеристика    
1) является мономером    
2) является полимером    
3) вещество не растворимо в воде
4) является незаменимым    
5) запасается в печени млекопитающих
6) имеет карбоксильную группу и аминогруппу
Вещество
А) гликоген
Б) аминокислота
В17. Установите соответствие между характеристикой и процессом, к которому она относится
Характеристика
1) при образовании органических веществ используется солнечная энергия    
2) при образовании органических веществ используется энергия, высвобождаемая   окислении неорганических веществ               
3) в атмосферу выделяется кислород    
4) осуществляется растениями
5) осуществляется бактериями    
6) открыт С. Виноградским в 1987 г.
Процесс
А) фотосинтез
Б) хемосинтез
В18. Установите соответствие между характеристикой и веществом, к которому она относится.
Характеристика    
1) запасается в клетках растений    
2) встречается у животных и грибов
3) выполняет запасающую функцию    
4) выполняет строительную функцию
5) составляет основу наружного скелета беспозвоночных
6) применяют в пищевой промышленности
Вещество
А) крахмал
Б) хитин
В19. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки.
Характеристика    
1) внутренняя мембрана образует многочисленные складки — кристы    
2) основная функция — синтез АТФ
3) состоит из двух субъединиц    
4) основная функция — синтез белка   
5) двухмембранный органоид
6) немембранный органоид
Органоиды клетки
А) рибосомы
Б) митохондрии
В 20. Установите соответствие между процессом, характеризующим обмен веществ в клетке, и видом обмена.
Вид обмена веществ
А) биосинтез белка Б) энергетический обмен
Процесс
1) переписывание информации с ДНК на и-РНК
2) передача информации о первичной структуре полипептидной цепи из ядра к рибосоме
3) расщепление полимеров до мономеров
4) расщепление глюкозы до ПВК и синтез двух молекул АТФ
5) присоединение к рибосоме т-РНК с аминокислотой и и-РНК
6) окисление ПВК до СО2 и Н2О, сопровождаемое синтезом 36 молекул АТФ
В21. Установите соответствие между функцией органоида клетки и его названием.
Функция органоида    
1) переваривание веществ, поступивших в клетку путем эндоцитоза    
2) уничтожение ненужных клетке структур
3) накапливание транспортированных по ЭПС липидов и углеводов
4) формирование лизосом
5) секреция углеводов, белков и липидов,    упакованных в пузырьки
6) саморазрушение клетки, происходящее    , в результате освобождения содержимого лизосом клетки при ее гибели или перерождении
Название
А) комплекс Гольджи Б) лизосомы
В22- Установите последовательность реакций темновой фазы фотосинтеза.
А) расщепление шестиуглеродного соединения на две трехуглеродные группы
Б) соединение СО2 с пятиуглеродным сахаром
В) каждая из триоз принимает по одной фосфатной группе
Г) объединение триоз, образование углеводов
Д) каждая из триоз принимает по одному атому водорода
В23. Установите последовательность реакций энергетического обмена.
A) синтез двух молекул АТФ
Б) восстановление двух молекул НАД+до НАД•Н+Н+
B) расщепление глюкозы (С6Н12О6) до ПВК
Г) образование ацетил — КоА
Д) окислительное фосфорилирование
В24. Установите последовательность этапов биосинтеза белка.
А) присоединение аминокислоты к т-РНК
Б) транскрипция
В) присоединение аминокислоты к полипептидной цепи ферментом синтетаза
Г) транспортировка и-РНК к рибосомам
Д) присоединение т-РНК к и-РНК (антикодон узнает кодон) Ё) транспортировка аминокислот т-РНК к рибосомам
В25. Установите последовательность расположения нуклеотидов и-РНК при транскрипции с одной из цепей ДНК
А — Г — Т — Ц — Г.
А) нуклеотидУ
Б) нуклеотид Г
В) нуклеотид Ц
Г) нуклеотид А
Д) нуклеотид Ц
В26. Установите последовательность стадий деления клетки.
А) метафаза
Б) анафаза»
В) телофаза
Г) профаза
Д) интерфаза
В27. Установите последовательность процессов, происходящих в интерфазной клетке.
A) синтез и-РНК на ДНК
Б) молекула ДНК под воздействием ферментов на одном конце расщепляется на две цепи
B) синтез структурных белков и ферментов, интенсивный метаболизм и рост клетки
Г) перемещение и-РНК в цитоплазму
Д) синтез белка на и-РНК, служащей матрицей
В28. Установите последовательность реакций и процессов световой фазы фотосинтеза.
A) электроны, выбитые светом, улавливаются акцепторами электронов и передаются по цепи транспорта электрона
Б) фермент АТФаза синтезирует АТФ из АДФ и Фн
B) электроны от воды через акцептор передаются в ФС — 2
Г) электроны от ФС — 1 передаются по второй цепи транспорта к молекуле вещества-переносчика протонов — НАДФ
Д) кванты света поглощаются ФС - 1 и ФС - 2, одновременно в тилакоидах  происходит фотолиз воды
Раздел III. Организм как биологическая система
В29. Укажите виды наследственной изменчивости.
A) мутационная
Б) модификационная
B) комбинативная
Г) цитоплазматическая
Д) групповая
Е) определенная
В30. Укажите характеристики модификационной изменчивости.
A) она передается по наследству
Б) она не передается по наследству
B) она носит массовый характер, т. е. наблюдается у большого числа особей в одинако¬вых условиях среды
Г) она индивидуальна, т. е. наблюдается у отдельных особей
Д) она адекватна условиям среды и носит приспособительный характер, повышает жиз-неспособность и способствует выживанию особей
Е) она возникает внезапно, скачкообразно
В31. Укажите характеристики генотипической изменчивости.
А) она передается по наследству    
Б) она не группируется вокруг среднего значения признаков
В) она носит индивидуальный характер
Г) она возникает скачкообразно, случайно и может привести к образованию новых попу¬ляций или гибели отдельных особей
Д) она не передается по наследству
Е) она поддается статистической обработке, позволяющей отобразить изменения при¬знака в виде вариационного ряда и вариационной кривой
Ответ:    
В32. Укажите, что развивается из промежуточного зародышевого листка (мезодермы) у хор¬довых животных.
А) кожные покровы
Б) органы выделения
В) органы пищеварения
Г) органы дыхания
Д) скелет и мускулатура    
Е) органы кровообращения
В33. Укажите характеристики бесполого размножения организмов.
А) в нем обычно участвуют две особи
Б) в нем участвует одна особь
В) исходными клетками являются соматические
Г) исходными клетками являются гаметы
Д) генотип потомков является копией родительского генотипа
Е) генотип потомков объединяет генетическую информацию гамет родителей
В34. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и ее видом.
Характеристика    
1) наследственная    
2) ненаследственная    
3) носит массовый характер
4) носит индивидуальный характер
5) неопределенная
6) определенная    
Вид изменчивости
А) мутационная  Б) модификационная
B35. Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой.
Характеристика    
1) происходит в результате деления надвое    
2) происходит в результате образования    и слияния гамет    
3) гаметы образуются в результате мейоза    
4) увеличение количества особей за счет корней, стеблей и листьев
5) развитие нового организма начинается, как правило, в результате оплодотворения
6) происходит без образования гамет
Способ размножения
А) половое    размножение     Б) бесполое размножение
В36. Установите последовательность этапов двойного оплодотворения.
A) слияние спермин с яйцеклеткой
Б) образование пыльцевой трубки из вегетативной клетки мужского гаметофита
B) слияние спермин с центральным диплоидным ядром
Г) вхождение пыльцевой трубки в семяпочку через пыльцевход
Д) образование двух спермиев из генеративной клетки мужского гаметофита
Е) гибель клеток-синергид
В37. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных.
A) образование тканей
Б) образование бластомеров
B) появление мезодермы
Г) формирование энтодермы и эктодермы
Д) органогенез
В38. Укажите последовательность стадий оплодотворения у животных.
А) образование веретена первого деления
Б) сближение сперматозоида и яйцеклетки
В) слияние двух ядер
Г) образование первых двух клеток зародыша
Д) проникновение сперматозоида в яйцеклетку
Раздел IV. Многообразие организмов
В39. Укажите признаки растений.
А) автотрофный способ питания
Б) гетеротрофный способ питания
В) клетки имеют хлоропласты и целлюлозную клеточную стенку
Г) клетки не имеют хлоропластов и вакуолей
Д) активное передвижение
Е) рост в течение всей жизни
В40. Укажите признаки представителей типа моллюсков.
А) тело мягкое, не разделено на членики
Б) тело сегментировано
В) имеется раковина
Г) тело покрыто кутикулой
Д) тело снаружи покрыто мантией — складкой кожи    
Е) орган выделения — одноклеточная шейная железа
В41. Укажите отряды класса земноводных.
А) отряд чешуйчатых
Б) отряд хвостатых
отряд хищных    
Г) отряд бесхвостых
Д) отряд черепах
Е) отряд черви
В42. Укажите структуры, характерные для растительной клетки.
A) клеточный центр
Б) вакуоли с клеточным соком
B) пластиды
Г) гликокаликс
Д) целлюлозная оболочка
Е) центриоли
В43. Укажите растения отдела моховидных.    
А) кукушкин лен
Б) щитовник мужской    
В) асплениум
Г) сфагнум    
Д) венерин волос
Е) маршанция
В44. Укажите признаки представителей отдела голосеменных растений.
A) мужской гаметофит — пыльцовое зерно, женский — два архегония с яйцеклетками,
развивающихся на специальных спороносных побегах — шишках
Б) растения всех жизненных форм
B) образуются цветки, видоизмененные побеги, в которых развиваются генеративные
органы: тычинки и пестики
Г) в результате двойного оплодотворения образуется семя, находящееся внутри плода Д) семя находится открыто на чешуях женских шишек
Е) вечнозеленые (иногда листопадные) деревья и кустарники (травянистых форм нет) с прямостоячими стеблями и стержневыми корневыми системами
В45. Установите соответствие между характеристикой сердечно-сосудистой системы животного и классом, к которому оно относится.
Характеристика        
1) имеют один круг кровообращения    
2) имеют два круга кровообращения    
3) сердце состоит из одного предсердия и одного желудочка
4) сердце состоит из двух предсердий и двух желудочков
5) к сердцу течет кровь, бедная кислородом
6) к сердцу течет кровь, обогащенная кислородом
Класс животных
А) класс птиц              Б) класс рыб
В46. Установите соответствие между характеристикой семейства и его названием.
 
Характеристика семейства
1) формула цветка — Ч5 Л5 Т∞П∞
2) формула цветка — Окз+з Тз+з П(з)
3) относят к классу однодольных
4) относят к классу двудольных
5) тип плода — ягода или коробочка
6) тип плода — костянка, яблоко
Название семейства
А) семейство розоцветных   Б) семейство лилейных
 
В47. Установите соответствие между строением нервной системы животного и его представителем.
Представитель животного мира
А) кольчатые черви Б) хордовые
Строение нервной системы
1) имеет вид трубки
2) представляет собой цепочку
3) расположена на брюшной стороне
4) расположена на спинной стороне
5) имеет головной и спинной мозг
6) имеет надглоточный и подглоточный нервные узлы, соединенные в окологлоточное кольцо
В48. Установите соответствие между характеристикой растения и классом, к которому оно относится.
 
Характеристика растения    
1) жилкование листьев параллельное или дуговое
2) одна семядоля в зародыше
3) стержневая корневая система
4) две семядоли в зародыше
5) мочковатая корневая система
6) жилкование листьев сетчатое: перистое и пальчатое
Класс
А) класс однодольных Б) класс двудольных
 
В49. Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому оно относится.
Класс
А) земноводные  Б) пресмыкающиеся
Признаки животного
1) первые настоящие наземные позвоночные животные
2) кожа мягкая, голая, обильно увлажненная секретами многочисленных слизистых желез
3) большинство представителей класса размножаются в воде
4) кожа сухая, у большинства покрыта роговыми чешуйками или щитками
5) яйца имеют пергаментообразную или известковую оболочку (защита от высыхания), богаты желтком
6) развитие обычно с метаморфозом
В50. Установите последовательность этапов цикла развития малярийного плазмодия.
А) проникновение спорозоита в кровь человека
Б) внедрение мерозоитов в эритроциты человека
В) оплодотворение в желудке самки комара -
Г) многократное деление в клетках печени, образование мерозоитов
Д) развитие и созревание в кишечнике самки комара    .
Е) рост мерозоитов
В51. Установите последовательность этапов жизненного цикла папоротниковидных.
А) прорастание споры и образование заростка
Б) образование диплоидного спорофита
В) образование гамет и оплодотворение при наличии влаги
Г) прорастание зиготы
Д) созревание спор в спорангиях
Е) рассеивание спор
Ответы
 
B1. -АВД
В2. -АББАБА
ВЗ. -БААББА
В4. -АББААБ
В5. ВДБГЕА
В6. -АДЕ
В7. -БВГ
В8. -БВД
В9. БГЕ
В10. -БГД
В11. -АГД
В12. -ABE
В13. -АГД
В14. -БВД
В15. -БААББА
В16. -БААБАБ
В17. -АБААББ
В18. -АБАББА
В19. -ББААБА
В20. -ААББАБ
В21. -ББАААБ
В22. -БАВДГ
В23. ВАБГД
В24. -БГАЕДВ
В25. -АВГБД
В26. -ДГАБВ
В27. -ВБАГД
В28. -ДАБГВ
В29. -АВГ
В30. -БВД
В31. -АВГ
В32. -БДЕ
ВЗЗ. -БВД
В34. -АББААБ
В35. -.БААБАБ
В36. -БДГЕАВ
В37. -БГВАД
В38. -БДВАГ
В39. -ABE
В40. АВД
В41. БГЕ
В42. БВД
В43. АГЕ
В44. АДЕ
В45. БАБАБА
В46. АББАБА
В47. БААББА
В48. ААББАБ
В49. -БААББА
В50. -АГБЕВД
В51. -ДЕАВГБ

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!