Задание к параграфам 31.35 Рыбы

 

§ 31. Рыбы: общая характеристика и внешнее              строение

Задание 1

Выполните лабораторную работу.

Тема: «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Цель работы: изучить особенности внешнего строения и способы пере­движения рыбы.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполне­ния лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в § 31 учебника, выполните лабора­торную  работу, заполняя по ходу наблюдений таблицу.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признак

  Особенности строения

Форма тела

Покров тела

Отделы тела

Органы,

расположенные на голове Органы,

расположенные на туловище

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ( Внешнее строение рыбы)

 

 

3. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы. Отметьте черты приспособленности рыб к водной среде.

 

 

 

Задание 2

Заполните таблицу.

Функции плавников рыбы

 

Название плавника

Парный или непарный плавник

Функция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

Выпишите номера правильных утверждений.
Правильные утверждения:             ______________________________________________

Утверждения

1. Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.

2. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.

3. Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.

4. Голова рыбы незаметно переходит в туловище, а туловище — в хвост.

5. Хвост рыбы — та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.

6. На спинной стороне тела рыбы имеется один спинной плавник.

7. Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется как веслами.

8. Глаза у рыб не имеют век.

9. Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.

 

Задание 4

Заполните таблицу

Органы чувств рыбы

Орган

Особенности строения

Функции

Зрения

 

 

 

 

Обоняния

 

 

 

 

Слуха

 

 

 

 

Боковой линии

 

 

 

 

 

Задание 5

Форма тела рыб очень разнообразна: у лещей тело высокое и сильно сжатое с боков; у камбалы — сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул — торпедообразное. Объясните, чем вызваны различия в форме тела у рыб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 32. Внутреннее строение рыб

Задание 1

Рассмотрите скелет рыбы.

Ответьте на вопросы.

1. Найдите на скелете отделы тела.

2. Найдите позвоночник. Из каких частей он состоит? Как расположены позвонки? Одинаковы ли они по строению? Что в них общего? Чем различа­ются? Каково значение позвоночника для рыбы?

3. Обратите внимание на канал, образуемый верхними дугами позвонков. Что в нем находится? Сочленяются ли ребра между собой внизу?

4. Рассмотрите череп рыбы. Найдите челюсти, жаберные крышки, место рас­положения глаз. Найдите мозговую коробку. Что в ней находится? Как мож­но объяснить относительно небольшие размеры мозговой коробки?

5. Сформулируйте вывод об особенностях строения скелета у рыб.

 

Задание 2

Выполните лабораторную работу. Тема: «Внутреннее строение рыбы».

Цель работы: изучить особенности внутреннего строения рыб и выявить его усложнение в сравнении с бесчерепными.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполне­ния лабораторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в § 32 учебника, выполните лабора­торную работу, заполните по ходу наблюдений таблицу.

Внутреннее строение рыбы

Название органа

Система, к которой принадлежит орган

 

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

3. Запишите результаты наблюдений и сделайте выводы.

 

Задание 3

Заполните таблицу

Системы органов рыбы и их функции

Система органов

Органы

Функции

Опорно-двигательная

Скелет

 

 

 

Мышцы

 

 

 

Дыхательная

Жабры

 

 

 

 

 

Пищеварительная

                             

Рот, зубы

 

 

 

Глотка, пищевод

 

 

 

 

 

Желудок

 

 

 

 

 

Кишечник

 

 

 

 

 

Пищеварительные железы

 

 

 

 

 

Кровеносная

Сердце

 

 

 

Артерии

 

 

 

Вены

 

 

 

Выделительная

Мочевой пузырь

 

 

 

 

 

Почки

 

 

 

 

Плавательный пузырь

 

Задание 4

Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения

1. У некоторых рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.

2. В каналах органов боковой линии рыб имеются чувствительные клетки.

3. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

4. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.

5. Кровеносная система рыб незамкнутая.

6. Сердце рыб состоит из двух камер — предсердия и желудочка.

7. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке — артериальная.

8. Спинной мозг находится в позвоночном канале.

9. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.

10. У всех рыб имеется плавательный пузырь.

11. Плавательный пузырь наполнен смесью газов — кислорода и углекис­лого газа.

12. При увеличении объема плавательного пузыря рыба становится легче.

13. Органами дыхания рыб являются жабры.

14. Органы выделения рыб — почки.

15. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.

16. Температура тела рыб невысокая, но постоянная.

 

Задание 5

Раскрасьте внутренние органы рыбы (красным цветом — кровеносные органы; зеленым — органы пищеварительной системы; коричневым — органы раз­множения; черным — органы выделения) и напишите их названия.

                                                         

 


 


§ 33. Особенности размножения рыб

Задание 1

Заполните пропуски в тексте.
Рыбы —………………..животные. Они имеют………………железы. У самцов они называются………


у самок……………… . В яичниках созревают……………………,


в семенниках……………Период размножения  у рыб называется………..Оплодотворение у большинства рыб ……………..…..После оплодотворения в……………………….развивается ……….. Вещества, необходимые для питания…………., содержатся в………….. У рыб,


откладывающих небольшое количество икры, развилась 12

 

Задание 2

Заполните таблицу

Органы размножения рыб

Особь

Органы размножения

Функции 

Самка

 

 

 

 

Самец

 

 

 

 

 


Задание 3

    Выпишите номера правильных утверждений.
Утверждения

1. Рыбы — раздельнополые животные.

2. Половые железы рыб — непарные семенники и яичники.

3. Среди рыб встречаются живородящие виды.

4. Плодовитость рыб связана с высокой смертностью икринок.

5. Оплодотворение у рыб всегда внутреннее.

6. Самцы и самки рыб не отличаются по внешнему виду друг от друга.

7. Акулы и скаты — яйцеживородящие рыбы.

8. Все рыбы нерестятся весной.

9. Вышедшие из икринок личинки рыб первое время питаются мельчайшими организмами.

 

Задание 4

    Объясните, почему у разных видов рыб неодинаковые сроки наступления половозрелости, различная плодовитость и длительность развития зародыша.

Треска выметывает огромное количество икринок — до 9,3 млн. штук. Плодо­витость колюшки трехиглой по сравнению с другими рыбами очень мала — от 65 до 550 икринок. Выскажите предположение: чем объясняется такое различие в плодовитости рыб.

 

 

§ 34. Основные систематические группы рыб

Задание 1

Заполните схему.

 

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс Хрящевые Рыбы

 

 

Класс

 

 

 

 

 

 

Скаты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучеперые рыбы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двоякодышащие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2

Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения

1. У акул и скатов хрящевой скелет.

2. Все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками.

3. Все хрящевые рыбы — обитатели пресных вод.

4. Неоцератод относится к двоякодышащим рыбам.

5. Скелет кистеперых рыб хрящевой, а скелет их плавников напоминает пяти­палую конечность.

6. Осевой скелет у зародышей костистых рыб представлен хордой.

7. У двоякодышащих рыб хорда сохраняется в течение всей жизни.

8. Латимерия относится к хрящевым рыбам.

 

Задание 3

Напишите, чем отличаются осетрообразные от остальных костных рыб.

 

Задание 4

Выпишите номера признаков, характерных для предложенных классов рыб.

Хрящевые рыбы:      ___________________________________________

Костные рыбы:         ___________________________________________

Признаки

1. Скелет в течение всей жизни целиком хрящевой.

2. Скелет состоит из хрящей и костей.

3. Жаберные крышки отсутствуют.

4. Снаружи нежные жабры прикрыты жаберными крышками.

5. Жабры открываются наружу пятью — семью жаберными щелями.

6. Имеется плавательный пузырь.

7. На челюстях находятся острые зубы.

8. Тело многих видов рыб покрыто костными чешуями.

9. Тело покрыто особой чешуей.

10. Многие обитают в морях и пресных водоемах.

11. Плавательный пузырь отсутствует.

12. Рот на нижней стороне головы.

13. Докажите, какие особенности строения хрящевых рыб свидетельствуют об их древнем происхождении.


§ 35. Промысловые рыбы. Их использование и охрана

 

Задание 1

В 1957 г. строился Каракумский канал. Рыбе, зашедшей сюда из рек, нечем было кормиться — ни живности, ни растительности. Спустя два года камыши и рогозы плотной стеной стояли у берегов: вода в союзе с теплом сделали чудо. Но строителей канала это зеленое буйство не радовало: растительность втрое замедлила течение воды, канал мог превратиться в болото. Уничтоже­ние растительности специальными косилками не дало ожидаемого результата. Не подошел и химический способ очистки — гибло все живое. Выход под­сказали ихтиологи. Выскажите предположение: какое решение было найдено.

 

Задание 2

В первый год жизни карпы, разводимые в прудовом хозяйстве, весят по 20 г. На второй год масса карпов достигает 600 г. Средняя продуктивность пруда — 250 кг рыбы с гектара. Вычислите и запишите, сколько килограммов рыбы мо­жет дать пруд площадью 25 га и сколько приблизительно карпов второго года может в нем быть.

 

Задание 3

Заполните таблицу.

 

Группы костных рыб

 

Группа

Признаки

Представители

Значение в природе и для человека

Сельдеобразные

 

 

 

 

 

 

Лососевые

 

 

 

 

 

 

Карпообразные

 

 

 

 

 

 

Трескообразные

 

 

 

 

Задание 4

Напишите, почему в рыбоводческих хозяйствах разводят преимущественно растительноядных рыб.

 

 

Задание 5

Объясните, почему считаются браконьерством и запрещены добыча рыбы с использованием химических, взрывчатых и ядовитых веществ, охота на рыб с острогой, отстрел рыб из огнестрельных ружей, перекрывание водоемов сетями.

 

Подведем итоги

Задание 1

С аквариумными рыбками проделали следующий опыт. Наполнили пробирку водой и бросили в нее живых мотылей. Пробирку с мотылями опустили в аквариум с голодными рыбками. Рыбки пытались схватить мотыля, но ударялись о стекло пробирки. В последующие дни опыт повторяли, а рыб кормили другой пищей. Предположите, какой будет реакция рыб, если бросить мотыля в воду без пробирки. Объясните, почему вы так считаете.

 

Задание 2

Выпишите номера признаков, характерных для данных животных.

Ланцетник:    _________________________________________

Речной окунь:           ___________________________________

Признаки

1. Обитает на песчаном дне морей тропических и умеренных зон.

2. Обитает в реках и озерах.

3. Питается мелкими животными (водные насекомые, рыбы и др.).

4. Имеется плавательный пузырь.

5. Питается одноклеточными водорослями и одноклеточными животными.

6. Стенки глотки пронизаны жаберными щелями.

7. Сердце двухкамерное, один крут кровообращения.

8. Внутренний скелет — хорда.

9. Внутренний скелет состоит из черепа, позвоночника, скелета парных и непарных позвонков.

 

Задание 3

Выпишите нужные номера органов и функций каждой системы.

Нервная система и органы чувств:           ____________________________________________

Кровеносная система:  ______________________________________________________    

Система органов опоры и движения: __________________________________________   

Пищеварительная система:            __________________________________________________

Дыхательная система: _______________________________________________________   

Выделительная система: _____________________________________________________   


 


Органы и функции систем органов

1. Защита внутренних органов, осуществление движения.

2. Плавники.

3. Снабжение клеток, тканей, органов кислородом

и питательными веществами.

4. Спинной мозг.

5. Жабры.

6. Мускулатура.

7. Удаление жидких продуктов распада.

8. Почки.

9. Глаза.

10. Зубы.

11. Осуществление газообмена между организмом

и окружающей средой.

12. Ребра.

13. Желудок.

14. Печень.

15. Кишечник.

16. Пищевод.

17. Мочеточник.

18. Вены.

19. Мочевой пузырь.

20. Сердце.

21. Головной мозг.

22. Органы боковой линии.

23. Взаимосвязь организма с окружающей средой, функционирование организма как единого целого.


 

 

 

 

 

Задание 4

Пользуясь учебником и дополнительной литературой, выпишите номера наз­ваний рыб, относящихся к следующим группам.


Сельдеобразные:     

Лососеобразные:     

Карпообразные:       

Трескообразные:      

Камбалообразные:

Осетрообразные:

Окунеобразные:

 


Названия рыб


  1. Пикша.
  2. Горбуша.
  3. Сардина дальневосточная.
  4. Сайда.
  5. Налим обыкновенный.
  6. Корюшка речная.
  7. Салака.
  8. Килька каспийская.
  9. Семга камчатская.
  10. Минтай.
  11. Анчоус черноморский.
  12. Форель обыкновенная.
  13. Хариус обыкновенный.
  14. Вьюн обыкновенный.
  15. Горчак обыкновенный.
  16. Карась золотой.
  17. Белуга.
  18. Скумбрия атлантическая.
  19. Плотва обыкновенная.
  20. Ставрида черноморская.
  21. Линь.
  22. Голавль обыкновенный.
  23. Калуга.
  24. Судак обыкновенный.
  25. Стерлядь.
  26. Лещ.
  27. Тунец атлантический.
  28. Щука обыкновенная.
  29. Палтус обыкновенный.
  30. Сазан обыкновенный.


 

 

Задание 5

Отметьте правильный ответ.

1. При повышении температуры окружающей среды интенсивность обмена веществ у рыб:

а)         не изменяется;

б)         повышается;

в)         понижается;

г)         может повыситься, а может понизиться.

2. Позвоночные животные произошли:

а)         от древних кольчатых червей;

б)         от древних членистоногих;

в)         от современных ланцетников;

г)         от древних бесчерепных животных.

3. Рыбы относятся к типу:

а)         Хордовые;

б)         Членистоногие;

в)         Позвоночные;

г)         Бесчерепные.

4. Спинной мозг у рыб:

а)         находится под позвоночником;

б)         находится в позвоночном канале;

в)         находится над позвоночником;

г)         отсутствует.

5. Сердце у ланцетника:

а)         однокамерное;

б)         двухкамерное;
г) трехкамерное;

в)         отсутствует.

6. К пресноводным рыбам относится:

а)         треска;

б)         пикша;

в)         форель;

г)         скат.

7. К проходным рыбам относится:

а)         кета;

б)         акула;

в)         речной окунь;

г)         тунец.

8. Число отделов головного мозга рыб равно

а)         4;

б)         3;

в)         5;

г)         6.

9. Центральную нервную систему рыб образуют:

а)         головной и спинной мозг;

б)         средний и продолговатый мозг;

в)         передний мозг и мозжечок;

г)         спинной мозг и отходящие от него нервные волокна.

10. Кровь рыб освобождается от вредных продуктов жизнедеятельности:

а)         в зеленых железах;

б)         в мальпигиевых сосудах;

в)         в печени;

г)         в почках.

11. Жёлчь у рыб вырабатывается:

а)         поджелудочной железой;

б)         желудком;

в)         печенью;

г)         тонким кишечником.

12. В сердце рыб течет:

а)         кровь венозная;

б)         кровь артериальная;

в)         кровь смешанная;

г)         сначала порция венозной крови, затем порция артериальной.

13. В полном прудовом хозяйстве имеются пруды:

а)         нагульные и выростные;

б)         нагульные и нерестовые;

в)         нерестовые и выростные;

г)         зимовальные, нерестовые, выростные, нагульные.

14. Отдел головного мозга, координирующий образование условных рефлексов у рыб:

а)         промежуточный;

б)         продолговатый;

в)         передний;

г)         мозжечок.

15. У рыб артериальной называется кровь:

а)         находящаяся в сердце;

б)         насыщенная кислородом;

в)         насыщенная углекислым газом;

г)         притекающая к сердцу из органов.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!